Не так давно я писала про то, что Эле положено 20 часов в неделю занятий по методике АВА.
Ребенок получает эти часы в течение двух лет, пока он не пойдет в школу. В школу дети идут в пять лет. В подготовительный класс.
Занятия АВА проходят в садике, если ребенок его посещает или дома, если ребенок домашний.
К нам тьютор приходит домой три раза в неделю, плюс два раза в неделю дошкольная группа для детей, которые не посещают сад, но чьи родители хотят немного социализировать ребенка перед школой. Это как раз наш случай.
Вообще, Эле поставили диагноз в два года и семь месяцев. И, если бы мы вовремя начали суетиться, то занятия по АВА терапии уже давно бы начали получать. И успели бы закончить к школе.
Но, в то время я мало чего знала об этой методике. Точнее, я знала ее классический вариант. Когда ребенок сидит за столом, занимается и получает наклейки за каждый правильный ответ. Это точно не для нашей девочки. Ломать ее под систему я не была готова. Поэтому думала, нам не нужна эта терапия и мы справимся своими силами.
А сил стало не хватать. Потому что, я все их направила в одно русло - Тим. У которого очень не простое поведение. Которого надо учить находиться среди людей.
Эля легче. Таким образом, она ушла на задний план.
Если время останется… Если сил, терпения и желания хватит…
И вот стала я замечать, что мать-то я не двужильная. И времени, сил, терпения и желания не всегда достаточно, чтобы полноценно посветить себя двум аутистам. Ну, и про трех подростков не забыть. А еще я бабушка. И очень стараюсь, не смотря на недостаток сил, уделять время и внимание внучке. И делаю это, прежде всего для своего старшего сына. Ему это важно. И мне не хочется, чтобы он почувствовал, что на него и на Маю меня не хватает.
Исходя из всего перечисленного, я вдруг пришла к пониманию, что обученный человек не будет лишним, если он посветит четыре часа в день одной Эле.
Я же, в это время, полноценно отдаю себя Тиму, с которым мы всеми силами проводим коррекционную работу. Которая требует моего постоянного вмешательства, присутствия и внимания.
Поэтому, посовещавшись, мы с мужем решили пробовать АВА. Во всей ее красе. В конце концов, отказаться-то всегда сможем.
Подали заявку. Дождались, пока обучат нашего тьютора и напишут под Элины нужды план. За это время к нам часто приходили люди, работающие в команде. Их три человека. Они стоят друг над другом своеобразной пирамидкой. Один учит второго. Второй третьего. В итоге, мы дождались своих положенных часов.
Какого же было мое удивление, уже при первой встрече, когда я увидела, что главная задача тьютора - наладить коммуникацию с ребенком. А не вовсе усадить мое чадо за стол.
Тьютор следует за ребенком, стараясь расположить его к себе и находиться на одной волне, что ли. Они занимаются на полу, на диване, на качелях и даже под ними. Эле дается право сказать: «Я больше не хочу». И это принимается во внимание.
Конечно, задания даются. Они складывают пазлы, делят предметы на группы, играют в «найти лишнее». Вместе с тем, кидают мяч, качаются на качелях, поют песни. Много игр на подражание. Учат Элю изображать какое-либо действие. Например, покажи, как выглядит смех. Или плач. Или, притворись спящей.
Покажи-претворись, с этим у Эли сложности. Она не может сама, вдруг начать плакать. Понарошку. Тогда тьютор делает действия первая. Повторить Эле проще.
Еще одна игра, которая мне очень понравилась, найти предмет, который тьютор показывает взглядом.
Перед Элей выстраивается в ряд три машинки или три любые другие игрушки. Тьютор протягивает руку и просит: «Дай мне, пожалуйста, вот эту машинку». И показывает на нее взглядом. Голову не поворачивает, но и глаза от машинки не отводит, давая Эле время отследить ее взгляд. Замечу, что игрушки стоят на довольно большом расстоянии друг от друга.
Еще, что мне нравится в этом подходе, что Эле дают полную свободу передвижения. Она бегает, прыгает, скачет на диване и батуте и это нисколько не мешает нашему тьютору. Она подстраивается по движения ребенка.
Это было для меня открытие. То, чего я так боялась - не случилось. Никто даже не пытается усадить Элю за стол. Они ни разу за ним и не сидели.
Мое представление о такой знаменитой методике коррекции аутизма рухнули. Наверное, классическое АВА кануло в лету.
На смену пришла более современная ее вариация. Которая вовсе не напоминает дрессуру.
Для ребенка создается комфортная обучающая среда. Берутся в расчет его интересы. Первостепенной задачей является налаживание взаимодействия, чтобы ребенок чувствовал себя расслабленно и безопасно.
В общем, что я могу сказать о полученном опыте. Кажется, классическая АВА пережила не слабую реформу. И то, что в итоге получилось, мне очень нравится:)