1,1K подписчиков

Ангелы в христианском искусстве. Часть 3

Предыдущая статья:

Наиболее тщательно продумывались цвета древнейших картин, иллюминированных рукописей, витражей и расписных скульптур.

Однако к концу пятнадцатого и началу шестнадцатого века этот цветовой закон стал соблюдаться слабее, и нередко можно было увидеть крылья херувимов разных цветов.

Всемирно известная Мадонна Рафаэля иллюстрирует именно это изменение.

Предыдущая статья: Наиболее тщательно продумывались цвета древнейших картин, иллюминированных рукописей, витражей и расписных скульптур.

Весь фон картины составляют еле заметные серафимы и херувимы, почти сливающиеся с золотистым фоном картины.

Предыдущая статья: Наиболее тщательно продумывались цвета древнейших картин, иллюминированных рукописей, витражей и расписных скульптур.-2

Пять ангельских чинов, следующих за серафимами и херувимами, практически не представлены в произведениях искусства, хотя они и были описаны средневековыми богословами.

Франческо Боттичини «Три архангела с Тобиасом», 1446 г.
Франческо Боттичини «Три архангела с Тобиасом», 1446 г.

Когда архангелы изображаются просто как принадлежащие к своему ордену, а не к своим особым должностям, они изображаются в полных доспехах, с мечами, направленными вверх, и нередко с трубой.

Фра Беато Анджелико «Благовещение», 1426  г.
Фра Беато Анджелико «Благовещение», 1426 г.

Ангелы облачены и представлены в соответствии с работой, которой они занимаются.

Хотя жезл является ангельским символом, его часто опускают, чтобы изобразить ангела в конкретном действии – например, когда руки сложены в молитве или используются для игры на музыкальных инструментах.

Джентиле да Фабриано «Коронование Марии», 1420-е
Джентиле да Фабриано «Коронование Марии», 1420-е

Большинство ангелов изображаются мальчиками/юношами.

Они представляются имеющими человеческие формы и лица, молодыми, красивыми и совершенными, с явно выраженной божественной природой.

Художники видят в них сотворенных существ, а значит, не вечных, но они никогда не стареют.

Фра Беато Анджелико «Коронация Девы Марии», 1434/35 гг.
Фра Беато Анджелико «Коронация Девы Марии», 1434/35 гг.

Также их изображают младенцами-ангелами, которые символизируют души возрожденных людей или души умерших младенцев, тех, о которых Иисус сказал, что "на небесах их ангелы всегда видят лик моего Отца".

Жан Фуке «Богоматерь с младенцем», ок. 1450
Жан Фуке «Богоматерь с младенцем», ок. 1450

Ангелы неизменны; устойчивые к мимолетности времени, они наслаждаются вечной молодостью и непрерывным блаженством.

Они воплощают уникальную силу, мудрость, невинность и духовную любовь.

Фра Беато Анджелико «Madonna of the Star», 1434 г.
Фра Беато Анджелико «Madonna of the Star», 1434 г.

На самых ранних изображениях ангелов драпировка была обильной, и на таких изображениях не было замечено никаких необычных поз, недостаточности в одежде или неподходящих выражений, тогда религиозное искусство было в своей лучшей форме.

Белый был преобладающим цветом ангельских драпировок, но часто использовались нежные оттенки синего, красного и зеленого.

 Робер Кампен «Благовещение», 1427/32 гг.
Робер Кампен «Благовещение», 1427/32 гг.

Венецианцы часто использовали изысканный бледно-лососевый цвет в одеждах своих ангелов, и избегали темных или тяжелых цветов.

В отличие от старых итальянских мастеров, ранние немецкие художники включали в свои картины красочные и сложные ангельские драпировки, используя широкий спектр цветов, вышивку и украшения.

 Бернхард Штригель «Ангел в желтой тунике, держащий кадильницу»
Бернхард Штригель «Ангел в желтой тунике, держащий кадильницу»

Продолжение: