Зачем и почему именно 60 тонн? 29 марта 1942 года "Приказом командующего Черноморским флотом для перевозки грузов в Севастополь было выделено пять подводных лодок («Д-4», «Д-5», «Л-4», «Л-5» и «Л-23») первой бригады".
Созданы две комиссии: техническая — под руководством командира 1-й бригады подводных лодок контр-адмирала П.И.Болтунова и хозяйственная — под руководством командира Новороссийской военно-морской базы капитана 1-го ранга Г.Н.Холостякова. Первая определила типовую нагрузку подводных лодок в двух вариантах — чисто грузовом и грузо-пассажирском, а вторая разработала рекомендации по габариту, весу и упаковке грузов и возможностям их размещения на лодках. Как результат родился документ.
Система погружения и всплытия включала две концевых, шесть пар междубортных и среднюю цистерны главного балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, воздушные магистрали систем высокого и низкого давления. Работа последней обеспечивалась воздуходувками фирмы "Броун-Бовери". Турбовоздуходувки это не продувка цистерн, как пишут в некоторых источниках, (продувают их ВВД), это поддув воздуха. Турбовоздуходувки предназначены для подачи большого потока воздуха при низком давлении.
Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались пневматическими и ручными приводами, кингстоны ЦГБ - только ручными. Для удобства плавания в позиционном положении служили две палубные цистерны, Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом высокого давления имелись, кроме ЦП, также в I и VII отсеках. Также впервые цистерны главного балласта заполнялись водой самотёком, а не с помощью насосов, что позволило сократить время срочного погружения с 3 минут у ПЛ типа "Барс" до 30 секунд. Некоторые балластные цистерны могли использоваться как топливные (чем и пользовались, доставляя топливо в Севастополь).
Разобщение дизелей от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы "Бамаг". Из общего запаса дизельного топлива (128 т) только 39 т размещалось в цистернах внутри прочного корпуса, а остальное - в бортовых балластных цистернах (в перегрузку). Для достижения максимально возможной дальности подводного хода создали двухякорный электродвигатель ПГ-20 - один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся для экономического хода. В подводном положении двухъякорные главные гребные электродвигатели типа питались от аккумуляторной батареи, четыре группы которой размещались в герметичных ямах. Обитаемость лодок соответствовала уровню своего времени: командный состав помещался в каютах, половина краснофлотцев - в самом большом первом отсеке. Впервые установленная на отечественных лодках система регенерации воздуха позволяла лодкам находиться в подводном положении в течение 72 ч.
Главное вооружение включало 8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед типа 53-27 (скорость 45 уз при дальности хода 3,7 км, масса ВВ - 265 кг). Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные аппараты, но самих торпед к моменту вступления их в строй еще не существовало, и корабли для боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя в торпедные аппараты специальные решетки. Оборудования было много, и размещено оно было очень плотно.
Если мы попробуем прогуляться по подводной лодке-музею "Д-2" ("Народоволец"), то, следует понимать, что в целях обеспечения безопасности посетителей, значительная часть оборудования была демонтирована, и то, что мы видим, лишь это часть того, что было установлено в отсеке.
Отсеки
1-й отсек Носовой торпедный отсек, который служил одновременно еще и кубриком на 21 человек). Здесь же располагались провизионные кладовые. Здесь же располагалось электрооборудование шпиля.
В отсеке расположены 6 носовых торпедных аппаратов (Гос. маш. трест завод им.К.Маркса. Ленинград), баллоны и пневматика для торпедной стрельбы (200 атмосфер), стеллажи шести запасных торпед, тали для погрузки торпед в аппараты. Отсек имел торпедопогрузочный и верхний входной люки.
Между корпусами находились ТЗЦ и дифферентные цистерны. ТЗЦ - этот торпедозаместительные цистерны, которые служат для компенсации массы израсходованных запасных торпед путем заполнения их забортной водой. Соответственно, в этом отсеке располагалась арматура обслуживания клапанов этих цистерн.
Что делали в 1 отсеке для приема грузов и личного состава? Прежде всего выгружали запасные торпеды, откидывали койки, и сажали бойцов по 4 человека на койку. Ходить воспрещалось (только по одному). Вариант второй: отсек и провизионки загружали 19 тоннами продовольствия не заполняя водой дифферентные цистерны. Если подводные лодки брали боезапас, то его тоже преимущественно грузили в этот отсек (25 тонн) .
2-й отсек Во втором отсеке располагалась первая группа батарей из 60 аккумуляторных батарей. В аккумуляторный отсек (естественно) никого не пускали. Над ней - радиостанция и жилое помещение. Радиорубка- тоже святое. В кубрик перемещали "уплотненных" членов экипажа из носового отсека. Сюда же помещалось до 5 тонн груза, или, при перевозке личного состава тоже сажали до 20 человек на койки.
3-й отсек это вторая группа аккумуляторных батарей, жилые помещения офицерского состава с кают-компанией, электровентиляторы и камбуз. Здесь так же старались не размещать груз. Между прочным и легким корпусом располагались топливные цистерны. В них обычно "закатывали" топливо "под завязку", не оставляя свободной поверхности.
4-й отсек центральный пост управления, главный командный пост, станция погружения и всплытия, водоотливной насос, перископы и одна из воздуходувок. Являлся отсеком-убежищем. Святая святых. Груз сюда старались не брать.
5-й отсек - группа аккумуляторов, окруженная масляными цистернами, над ней - кубрик старшин с воздуходувкой по бортам. В крайнем случае размещается личный состав или 5 тонн боезапаса, но, сюда тоже старались ничего не брать.
6-й отсек - дизельный, там располагались дизельные двигатели. Помимо дизелей надводного хода, в этом отсеке находились разобщительные муфты гребных валов, цистерны смазочного масла, вспомогательные механизмы и верхний входной люк. В проходе между дизелями тоже сильно ничего не размещалось
В последнем, седьмом отсеке сосредоточили главные электромоторы со станциями управления, два торпедных аппарата (без запасных торпед), комбинированный люк, рулевой привод и вспомогательные механизмы.
Вот именно в этот отсек обычно принимали груз до 19 тонн. Грузили через люк для погрузки торпед.
В междубортном пространстве - дифферентная цистерна, которую при приеме груза не заполняли.
Таким образом, брали груз в основном в оконечности, вместо запасных торпед (а, фактически, старались выгружать и часть боевых торпед). Таким образом, у лодки было только одно средство самообороны: артиллерийское вооружение. Какое?
В "умных" книжках написано:
Артиллерийское вооружение первоначально намечали из двух 100-мм пушек, установленных на палубе надстройки и закрытых щитами-обтекателями. Щиты плавно завершали бы обводы ограждения рубки. Но в дальнейшем пришлось поднять носовую пушку над палубой — появилось опасение, что в шторм расчеты не смогут работать: их будет заливать. Перенос наверх значительной тяжести не мог не сказаться на остойчивости корабля, поэтому, подняв носовую пушку, от второй «сотки» отказались, заменив ее 45-мм орудием.
Ну, нет, окститесь, какие 100-мм орудия? Вооружение лодки состояло из одного "универсального" орудия Б-2 (102 -мм в 45 калибров) Для 102-мм орудия имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах на мостике. Кроме Б-2 вооружение состояло из зенитного автомата 11К.
Что это за экзотика? В 09.1928 были проведены испытания опытного образца 37-мм автоматической зенитной пушки, получившей в дальнейшем обозначение 11-К. Этот зенитный автомат был создан на государственном заводе «Большевик» (Ленинград) путём перестволения 40-мм автоматических пушек Vickers QF Mark II, закупленных в Великобритании ещё в годы Первой мировой войны. Основная цель перестволения – увеличение начальной скорости снаряда с 610 до 670 м/с. Сам 37-мм ствол, по-видимому, заимствовался у орудия 4-К, которое в это же время пытался производить по германской лицензии завод № 8 имени М. И. Калинина.
Питание 11-К было ленточное, по 25 патронов в ленте, которая выстреливалась одной очередью за 6,21 с. Темп стрельбы составлял 240 выстр./мин. Меткость зенитного автомата – неудовлетворительная, предположительно из-за конструкции ведущих поясков.
В 1928 году завод № 8 им. М. И. Калинина получил заказ на изготовление для флота 50 зенитных автоматов 11-К. Однако завод не справился с поставленной задачей, изготовив до начала 1934 года всего 5 артиллерийских установок. В общем, к 1935 году их поменяли на 45-мм пушку 21К.
А, вот с Б-2 все было сложнее. Д-5 осталась со старым орудием (поменять не успели). А, вот на "Д-4" орудие поменяли. Д-6 вообще не везло, они и погибла у причала, стоя в ремонте.
Ладно, отвлечемся от артвооружения, и представим себе выгрузку. С личным составом проще - он выйдет через носовой и кормовой люк. А выгрузить 35-60 тонн боезапаса или продовольствия, подавая груз через люки?
Но это не главный вопрос. Если на большинстве черноморских лодок дизеля прошли капиталку (кроме Д-6), то с аккумуляторными батареями было все... очень грустно. На них на всех стояли старые комплекты батарей (заменить не успели. С сентября 1941 года Ленинград был блокирован, а Саратовский завод свинцовых аккумуляторов в основном производил аккумуляторы для малых подводных лодок. Все батареи старые, выработавшие свой ресурс...
К началу 1942 года оказались исчерпаны возможности для манёвра, и перемещать батареи с лодки на лодку удавалось только в определённых пределах, а некоторые аккумуляторные батареи были просто не взаимозаменяемы. Пришлось о поставках батарей договариваться с союзниками. Но переговоры начались в конце 1942 года, а, пока...
Д-5 за три рейса доставила в осажденый город Севастополь 120,2 т боеприпасов, 71 т бензина, эвакуировала на Кавказ 177 человек. После чего батареи лодки полностью "скисли".
Д-4 за пять рейсов доставила в город 318,6 тонн груза, из них 123 т боеприпасов, 38 т бензина, 157,6 т продовольствия, эвакуировала на Кавказ 78 человек. И... (аналогично).
Возникает вопрос: а, стоило ли оно того? Впрочем, я, наверное, слишком много "неудобных" вопросов задаю :-)