Начиная с 4 декабря западные спикеры и ключевые СМИ, неожиданно стали один за другим перевоплощаться из свидетелей скорой украинской победы в коллективную Кассандру. Переобувание оказалось настолько стремительным и массовым, что может объясняться только спуском новой методички с самого верха в рамках смены стратегии в Вашингтоне.
Первое приходящее на ум объяснение – Белый дом пытается дистанцироваться от проигранного кейса, и даже выйти на траекторию неких договоренностей с Кремлем, уже было подробно разобрано отечественными экспертами. Эта версия хороша всем, кроме того, что мы сидим за карточным столом с шулерами и на кону стоит доминирование США на мировой арене. Вероятность того, что они не попробуют повернуть игру в свою пользу такая же, как то, что солнце сядет на востоке.
Под вопросом остается, как именно они попробуют этого добиться. Представляется, что выбор происходит из двух магистральных стратегий. Одна представлена условной партией войны – расширять боевые действия. Вторая – партией «мира», которая ничуть не сторонится вооруженной борьбы, при этом придает меньшее значение военному противостоянию, полагая возможными достичь итоговой победы иным путем.
Чтобы лучше понять их возможные варианты следует вспомнить о том, в основе американского доминирования лежат контроль над морскими торговыми путями и финансами, а также недопущение консолидации Евразии для организованного сопротивления влиянию и силовым акциям со стороны США.
Иначе говоря, крахом PAX-Американа было бы создание оси Париж-Берлин-Москва-Пекин, которая бы объединила в себе огромный научно-промышленный потенциал, безопасные сухопутные транспортные коридоры и уже готовую финансовую инфраструктуру старого света. Причем наибольшую угрозу хозяева США ощущают именно от последнего фактора, ведь евро, по сути, являлось готовой альтернативной доллару как международному средству расчетов. Это особенно ярко высветила совместная оппозиция Парижа, Берлина и Москвы американскому вторжению в Ирак в 2003 году, вызвавшая серьезные подвижки в политике США на европейском направлении, сочетавшие в себе укрепление партнерских связей с тотальной прослушкой и шпионажем за европейскими лидерами.
Следует подчеркнуть, что гипотетический Евразийский блок не угрожает безопасности США, как государства, но вытеснил бы доллар из международной торговли, а значит, подорвал бы их возможности получать огромное количество ресурсов в обмен на долговые расписки. Для предотвращения такого развития событий Вашингтон создал пояс антироссийски настроенных государств на западных рубежах нашей страны, фактически изолировав Европу от остальной Евразии. А также нанес удар по ее финансовым институтам, навязав неподъемный груз антироссийских санкций. Ослабленный таким образом Евросоюз не сможет стать равноправным членом Евразийского партнерства и останется в зависимой от США позиции.
Необходимость этих мер не вызвала заметных споров на капитолийском холме, но относительно дальнейших действий возможны варианты. Чтобы закрепить успех, партия войны ставила задачу разрушить или подчинить Россию, таким образом, окончательно сделав невозможной работу транспортных коридоров между Европой и Юго-Восточной Азией. Китаю остро необходимы европейские рынки для сбыта для огромного количества товаров, на которые нет внутреннего спроса. Сейчас поставки идут по южному морскому пути, находящегося под контролем американского флота. Наличие сухопутной альтернативы расширяло бы для Китая степень возможной оппозиции по отношению к требованиям гегемона.
Однако ястребы потерпели двойное поражение. Одно на поле боя и другие, как ни странно, в информационном пространстве. Им не удалось усилить ВСУ достаточно для разгрома российской группировки. За исключением ограниченного числа кадровых частей, украинские подразделения были плохо подготовлены и недостаточно обеспечены техникой для успешного наступления. Вливание в них дополнительных ресурсов уже не сможет переломить нисходящий тренд, только ослабив собственные резервы США.
С другой стороны сработал ключевой элемент стратегии Кремля – высушивание информационного поля вокруг конфликта. Никакая пресса, сколь преданной и русофобской она бы не была, не может продавать своим подписчикам сюжет про одну и ту же битву за никому не известное село, растянувшуюся на несколько месяцев. Особенно, когда новость живет не более 3-5 дней. Западные СМИ были бы рады рассказать о героических победах ВСУ, вот только их нет. Согласились бы на полные драматизма страницы отступлений и утрат, которых тоже нет. Есть серые затянувшиеся фронтовые будни, на которые нет спроса.
Не потому ли так взлетел израильский сюжет, что зритель истосковался по ярким событиям, по сопереживанию, гневу, страху. Дошло до того, что на несколько дней он затмил украинскую тематику даже на самой б.Украине, не говоря про российскую медийную сферу. А ведь всего месяц остался до выборов на Тайване, которые вне зависимости от результата станут центральным событием января. И если они будут сопровождаться оспариванием итогов, протестами или чем-то большим, то вернуть киевский сюжет на экраны не получится точно.
Украина наскучила западному обывателю, как затянувшийся сериал, после чего начались сложности с выделением дополнительных средств конгрессом. Чтобы сейчас не произошло на причерноморском ТВД на финансировании компании это не отразится до начала февраля. В этом смысле ставка российского командования оказалась выигрышной.
Чтобы реактивировать украинский кейс американским ястребам нужно, вернуть в него динамику. Прорвать фронт они не смогли, так что остается обрушить свой. Если Киев не пойдет на прекращение огня и выполнение требований Москвы, ВСУ откатятся пусть не до Днепра, но до ближайших к фронту крупных агломераций (Харьков, Славянск, Запорожье). Начало масштабных городских боев даст подходящий новостной поток для накачки русофобии в западных СМИ. Россия «оголившая клыки», это то, чего они ждали все это время.
В таком случае Украина вновь предстанет в роли беззащитной жертвы и партия войны, возможно, попытается продавить расширение зоны конфликта, втянув в него хотя бы некоторые страны НАТО. Это даст возможность задействовать американские войска и в итоге создать на территории Украины какое-то подобие демилитаризованной зоны. Технически это может выглядеть и как ввод миротворческого контингента на правобережную часть страны.
При таком сценарии отказ выделить дополнительные вооружения выглядит логично. Собрать и качественно обучить новую армию из числа украинцев уже технически невозможно. А танки и самолеты нужны собственным войскам, если они готовятся вступить в бой.
Для объективности нужно признать, что у США и союзников в Восточной Европе может не хватить сил для противостояния закаленной в боях российской армии. Особенно с учетом отсутствия роста выпуска военной продукции. Не говоря уже о потенциальных рисках неконтролируемой эскалации.
Отсутствие гарантии успеха создает окно перехвата инициативы партией мира. Для нас маркером ее усиления будет то, что конгресс так и не выделит средств, межпартийное противостояние в США обострится и всем станет не до Киева и его проблем. Такое развитие крайне негативно скажется на перспективах переизбрания действующего президента, но для устойчивости американского олигархического режима это не помеха.
В таком случае избежать поражения в долгосрочной перспективе США смогут при условии, что на территории, подконтрольной киевскому режиму, будет инициирована социально-экономическая катастрофа, которая заставит Россию хотя бы временно занять всю территорию бывшей советской республики или ее большую часть. Сейчас Киев повис на тоненькой ниточке поставок всего необходимо с запада по железным и обычным дорогам, которые финансируется из средств США и ЕС. Уже объявлено, что к концу года бюджеты будут исчерпаны. Более того, с молчаливого позволения властей протестующие польские, словацкие и венгерские дальнобойщики и фермеры блокируют границы, сужая горлышко бутылки и делая ручеек поставок еще слабее.
Кроме того, отмечались сложности с подготовкой к зиме городской инфраструктуры. В плачевном состоянии находится не только энергетика, но и водоочистные и прочие коммунальные предприятия, а также сфера здравоохранения. Без помощи со стороны все жизнеобеспечение на территории бывшей Украины может быть поставлено в зависимость от длительность и суровости зимних морозов. Также нельзя исключать серию терактов, которая парализует гражданскую инфраструктуру страны или ее части, что постараются списать на работу российских диверсантов.
В этом случае разоренные украинские земли будут подброшены России как чемодан без ручки. И отказаться нельзя, и попытка стабилизировать социально-экономическое положение на такой огромной и запущенной территории будет чрезвычайно разорительной.
Война и санкции не оказали критического давления на уровень жизни россиян. Но такой огромный инвестиционный проект, как спасение инфраструктуры бывшей Украины, станет тяжелым довеском к уже имеющимся расходам. Потребуется сосредоточение на этой задаче всех наличных ресурсов на срок от 5 до 10 лет.
Более того, выход ВС РФ даже к Киеву, не говоря о Львове и Измаиле, приведет к форменной истерике в пораженной вирусом русофобии Европе и поможет подавить оппозицию ужесточению санкционного режима, что нанесет дополнительный удар по европейскому бизнесу, который и так на ладан дышит, а также усложнит задачу по спасению экономики Украины, которая за последнее время была полностью перепрофилирована на европейские рынки.
Стратегическое ослабление и переключение внимания противника на внутренние дела – приемлемый результат. На несколько лет вперед Россия будет занята внутренними вопросами, а чуть позже Европой, сваливающейся из одного кризиса в другой. США тем временем смогут переключится на блокаду Китая, рассчитывая, что Поднебесная не решится на прямое противостояние, если не сможет рассчитывать на поддержку занятой внутренними проблемами России, и окажется в стратегическом тупике. Сильная зависимость от доступа на ресурсные и товарные рынки сделает Китай сговорчивее и заставит отказаться от борьбы против доминирования США.
А если КНР пойдет на конфронтацию, полномасштабная блокада (возможно и без прямого участия США) станет серьезным испытанием внутренней устойчивости Китая и в худшем случае может привести к новой гражданской войне. Таким образом, основные конкуренты США либо будут контролируемо ослаблены, либо погрузятся в хаос.
Нет необходимости объяснять, что даже выстояв в такой непростой обстановке Россия потерпела бы стратегическое поражение и была бы вынуждена отказаться от курса на многополярный мир, оставшись один на один с усилившимся за счет поедания конкурентов Соединенными Штатами. Утрата стратегической стабильности и погружение отдельных фрагментов Евразии в хаос позволит сохранить гегемонию США и без прямого вовлечения в военные действия. Стратегия американской олигархии расходится с национальными интересами стран континента, и но когда хозяева США вообще считались с чужими интересами? Уж точно не момент борьбы за будущее их однополярного режима.