Весной 1985-го и осенью 2023-го вышли киносериалы про детей, которые смотрели чуть ли не все зрители своего времени. Казалось бы, что общего у романтичного Коли Герасимова и несколько более приземлённого Фимы Королёва, простых московских школьников, с казанскими «пацанами с раёна», жившими всего несколькими годами позже? Кстати, во втором сериале показано пересечение этих двух поколений — в сцене со студентом МГУ (с которого казанские снимают кроссовки), каковым вполне мог быть тот самый Коля Герасимов или кто-то из его бывших одноклассников. Но ведь сами сериалы абсолютно разные?
Практически все истории о герое являются переделками сказочных сюжетов, которые в свою очередь были упрощёнными вариантами очень древних мифов. В сказках сохранились некоторые реалии первобытного общества — такие как «мужской дом», в котором подростки мужского пола жили изолированно от общества до инициации, после которой их признавали полноценными мужчинами, охотниками и потенциальными женихами. Нетрудно заметить, что в «Слове пацана» показан именно такой «мужской дом», расположенный в подвале, переделанном под «качалку». Это чисто мужское сообщество, девушки могут контактировать со своими парнями вне его, как правило в специально отведённом для таких встреч месте — в сериале это ДК, в котором проходят дискотеки.
Оба сериала рассказывают историю взросления главных героев. Причём если казанские пацаны — через «мужской дом», то московские через «путь героя» (подробно рассмотренный в «Тысячеликом герое» Джозефа Кэмпбелла), проходящий в том числе через символический «тот свет». В «Гостье из будущего» таким «тем светом» стал мир светлого будущего, в который Коля Герасимов попал, как и сказочный Иван-царевич, через дом Бабы-Яги, заменителем которого стал подвал с машиной времени, куда он пришёл вслед за женщиной намного старше его — Полиной, сотрудницей Института Времени.
«Гостья из будущего» настолько тесно связана с традиционной сказкой, что там встречается даже такой персонаж, как «животное-помощник» (сивка-бурка, серый волк и т.д.) в лице говорящего козла Наполеона. Робот Вертер выступает в роли стража, преграждающего путь в иной мир. Увы, этот страж не смог полностью выполнить свою функцию и не остановил парочку космических пиратов, преследующих Колю. Коля нарушил табу, похитив из иного мира некий магический предмет (миелофон), поэтому существа из иной реальности получили возможность пройти за ним в его обычный мир Москвы 1980-х.
В обеих киносказках, что советской, что современной, очень важен социальный аспект. Герои получают наглядный пример того, как поступать не надо — в «Гостье из будущего» им стал Ишутин, молодой человек в очках и спортивном костюме, запуганный пиратами и потому обманывающий ребят во время поиска ими Коли, которого эти пираты похитили. В «Слове пацана» таких негативных примеров намного больше, причём если Ишутин получил лишь моральное осуждение, то подлецы в реальности «Слова пацана» наказаны намного серьёзнее.
Социальность проявляется и в том, что в обеих сериалах важную роль играют сверстники — в «Гостье из будущего» это одноклассники Коли, а в «Слове пацана» это группировка «Универсамовских». Взрослые, хоть и присутствуют (порой весьма активно), но решить проблемы героев в принципе не могут, несмотря на все их попытки. Разве что, в «Слове пацана» близкие к герою по возрасту персонаж Адидас, Ирина Сергеевна (молодая инспектор по делам несовершеннолетних) и Денис Коневич (комсомольский активист) иногда помогают главным героям, но в любом случае выбор при этом они делает сами.
Есть один весьма характерный признак, отличающий сказки современные от традиционных. А именно — судьба подруги главного героя. В традиционной сказке она бы в итоге стала его женой, в награду за пройденные им испытания. Однако в наше время люди женятся в намного более старшем возрасте. Поэтому Алиса и Айгуль, некоторое время побыв романтическими персонажами, покидают главных героев навсегда.
Ещё одно отличие современного сюжета от сказочного — в нём может быть больше одного главного героя. В этом смысле «Гостья из будущего» более традиционна, Фима Королёв всё-таки участвует не во всех приключениях Коли Герасимова и вообще оттеснён на второй план. Хотя в принципе ничто не мешало ему отправиться вместе с Колей в будущее, если бы он последовал за своим приятелем в тот же подвал. А вот в «Слове пацана» героев два — Пальто и младший Адидас. Их истории абсолютно равноценны, они оба проходят свой путь и приключения каждого не менее важны для сюжета сериала.