Начнём с того, чем не является военная игра в бизнесе. Военные игры в бизнесе — это не типичные бизнес - игры — упражнения, в которых вас просят оптимизировать ресурсы компании, решив, сколько вы хотите инвестировать в рекламу в сравнении с производственными мощностями , или следует ли вам выпускать продукты типа А вместо типа Б и при каких затратах и ценах, по которым вы их продадите. Такие игры для бизнес-школ, хотя и признаются полезными в образовательных учреждениях, обычно основаны на компьютерном моделировании с заданным количеством параметров, взаимосвязанных с заданной чувствительностью. Каждый, кто когда-либо участвовал в такой игре (я играл на МВА в РАНХиГС), вероятно, признает, что, сыграв 2-3 итерации, они получили хорошее представление о чувствительности и понимание того, на каких параметрах следует сосредоточиться, чтобы добиться максимальных результатов. Суть в том , что в таких играх есть только конечное число итераций , и в случае компьютерных симуляций ответы часто встроены в систему. Их ценность для команды высшего руководства, столкнувшейся со сложной или разрушительной ситуацией или желающей получить новое представление о своем бизнесе, практически отсутствует.
Компьютерные симуляции сами по себе не являются военными играми; для военных игр требуются игроки-люди и можно утверждать, что знания, получаемые в компьютерном моделировании, и бизнес-военных играх различны по своей природе. Хотя компьютерная симуляция, по-видимому, не дает новых знаний или инсайтов, возможно, это делает этап их проектирования. Ролевая симуляция, подобная военной бизнес-игре, генерирует новые знания посредством социального взаимодействия её участников.
Когда мы говорим о военной бизнес-игре, мы имеем в виду специально разработанную модель, которая всегда начинается с чистого листа бумаги — нечто, полностью специфичное для одной организации, что нельзя передавать от компании к компании или продавать снова и снова (почти ОДИ). Экспертное моделирование строится вокруг определенного набора вопросов, на которые бизнес ищет ответы, например:
· Наша отрасль консолидируется. После нескольких шагов конкурентов, похоже, не осталось хороших партнеров. Что нам делать?
· Является ли бизнес-модель в нашей отрасли устаревшей? Означает ли это, что мы потеряем контроль над нашим рынком? Должны ли мы внедрять новые модели, защищать старую или и то, и другое?
· Можем ли мы по-прежнему зарабатывать деньги и как? Должны ли мы закрыться и сосредоточиться на альтернативных возможностях для бизнеса?
· Насколько устойчив наш бизнес? Что произойдет, если...? Откуда исходит следующая угроза? Сколько мы должны инвестировать в контрмеры и сокращения персонала?
· Существуют ли какие-либо факторы, влияющие на выручку или прибыльность, которые выходят за рамки обычных колебаний бизнеса?
· Есть ли какие-либо реальные или потенциальные новички в моей отрасли?
· Является ли моя организация слишком разобщенной и недостаточно гибкой, чтобы распознавать, предвидеть возможности и угрозы и реагировать на них?
Вот некоторые из основных вопросов, которые можно решить с помощью военных бизнес-игр.
Все эти ситуации слишком сложны, чтобы ответить на них с помощью одних только традиционных форм анализа. Военные бизнес-игры - подходящее средство для их изучения, поскольку они сочетают элементы принятия решений человеком (и присущий ему уровень неопределенности) с набором количественных показателей, которые позволяют оценить, “что произойдет, если”. Эта методология позволяет менеджерам тестировать существующие или недавно разработанные стратегические планы в динамичной, но безопасной среде. Поступая таким образом, они могут сэкономить время, деньги и нервы, обретя уверенность в своем плане с помощью относительно недорогой симуляции по сравнению со стоимостью реализации потенциально ошибочной стратегии в реальном мире.