Найти тему

Уроки Добра - хороший, полезный опыт для всех

Фото из архива автора. Самара, 2019 год
Фото из архива автора. Самара, 2019 год

В качестве учителя я проработал в школе 6 лет, с 1999 по 2005 гг. После чего с учительской профессией я попрощался, однако связь со школой не порвал.

Периодически там появляюсь - уже как родитель школьника. Но и не только. Ещё как детский (в том числе) автор - песен и творческих программ. А ещё как волонтёр. Почти 10 лет я был участником волонтёрского проекта "Старость в радость" (кажется, сейчас он по-другому называется) - проект этот занимается помощью старикам, находящимся в домах престарелых.

Я ездил в пансионаты в основном как поющий волонтёр, организатор и сценарист концертных программ. В какой-то момент почувствовал, что хочется как-то расширить рамки своего участия в деле. И вспомнил о своём педагогическом опыте. Тем более, что я и так с детьми встречался через свои авторские программы.

Так и возникла тема Уроков Добра - уроков, посвящённых рассказам о волонтёрской деятельности. Она, эта тема, конечно, была ещё до меня. Но эпизодически, нерегулярно. Мне же захотелось поставить это дело на поток. Энтузиазма тогда ещё много было.

Вообще, как я думаю, детям надо показывать другую жизнь. Во-первых, «другую» – в том смысле, что есть люди, которые живут в условиях, намного худших, чем те, в которых живём мы. Что есть те, кто нуждается в нашей помощи. А во-вторых, «другая жизнь» - это как раз жизнь тех, кто старается помогать незащищённым, одиноким, слабым. И что возможность жить такой другой жизнью есть у каждого, даже у маленького ребёнка.

Фото из личного архива автора. Самара, 2019 год
Фото из личного архива автора. Самара, 2019 год

Радовало то, что некоторые самарские школы звали к себе сами. На первые уроки нас пригласили в школу № 57. Правда, географически школа располагается… ну, скажем так, не очень близко – за рекой Самарой, в районе «Волгарь». Ничего, встали дружненько в 4.00., в 6.30. выехали из города на такси – оказались в школе даже раньше учителей. Как раз было время на подготовку.

В принципе, всё было очень просто: фотоиллюстрации, наши рассказы, несколько музыкальных номеров. Немного непривычно, правда, было нам обращаться друг к другу по имени и отчеству: «Тимофей Романович», «Лариса Владимировна», «Вера Александровна». Но это было не самое главное. Самым главным было то, что мы постарались донести до детей ключевые мысли нашего урока:

1. Старость – достаточно тяжёлое время жизни, когда человек живёт под грузом болезней, с ощущением одиночества, страхом приближающейся смерти.

2. Тяжелее всего в старости приходится тем бабушкам и дедушкам, которые живут в домах для престарелых – им не хватает не только тепла и заботы, но порой и элементарных житейских благ.

3. В наших силах помочь «ничейным» бабушкам и дедушкам – и материально, и через те таланты, которыми мы обладаем. А если ты – ребёнок, то ты можешь без особых усилий с твоей стороны стать для этих старичков настоящим волшебником. Само присутствие детей в наших поездках очень здорово поднимает им настроение – а значит, продлевает им жизнь.

Мы специально рассчитали время урока так, чтобы у детей была возможность задать нам вопросы. Вопросов оказалось целое море – и у четвёртых, и у третьих классов. Спрашивали и о том, как можно поучаствовать в поездках; что мы обычно исполняем на наших концертах; сколько пансионатов мы уже посетили; сколько лет уже так ездим и т.п. В конце встречи листовки с нашими координатами разошлись все до одной.

И ещё одну вещь я понял для себя – о том, какую цель нам ставить для себя при проведении таких уроков. Мне лично трудно формулировать для себя цели в формате «привлечь к деятельности», «раскрутить школу на материальную помощь» и т.п. Для меня главное на таких встречах – быть живым, говорить от избытка сердца. Как мне кажется, дети ждут именно живого слова и сердечного неравнодушия. Если мы будем идти к детям именно такими, остальное обязательно само собой приложится.

Спасибо за помощь учителям Юлии Михайловне Осиповой и Людмиле Борисовне Карпучевой. Ну, и также нашим волонтёрам – Ларисе Воробьёвой, Дарье Суркиной и Вере Агибаловой.

Материала об Уроках Добра накопилось немало - так что будут ещё статьи на эту тему.

Не забудьте поставить лайк и подписаться!

Читайте меня также на других моих каналах:

"Достигать. Служить. Вдохновлять" - размышления о жизни и о том, как сбыть свою мечту

"О гениях и не только" - о творчестве, творческих людях; немного юмора, политики, истории

"ВЭТ (Волонтёры Электротранспорта)" - погружение в волшебный мир трамваев, троллейбусов и метро.

До встречи!