Ко мне обратилась клиентка Арина, 28 лет, с запросом - боль в сердце, немела левая рука, падало резко давление, сильное чувство тревоги. Она была у кардиолога, обследование ничего не показало, кардиолог направил к неврологу, который выписал 5 препаратов. Арина, будучи тревожным человеком, тут же прочитала аннотации к препаратам с рядом побочных действий, что вызвало еще большую тревогу, боль и напряжение.
Работая методом эмоционально-образной терапии, я попросила представить образ состояния, которое включало «печёт в сердце, напряжение в грудной клетке, онемение левой руки, тревога, ощущение, когда давление упало» - это были образы - яблока, которое поливают кипятком, неподалеку спящий котенок. Эмоциональный отклик у клиентки сразу вызвал образ яблока. Я предложила стать этим образом, чтобы поисследовать.
«Я чувствую себя 5-летним ребёнком, который боится, - говорит от имени яблока Арина - боится не соответствовать ожиданиям мамы, других родных, они постоянно обвиняют (образ кипятка), что я веду себя как-то не так, не помогаю по дому и много чего еще; при этом я совершенно одна - нет поддержки, а мне так хочется, чтобы меня любили и принимали такой, какая я есть, но раз принимать они будут если я буду соответствовать их ожиданиям, то буду принимать их на себя и делать то, что они хотят, ведь я их очень люблю».
- Чего же ты своего лишилась, когда принимала их ожидания, каких своих чувств, состояний, возможностей? - спрашиваю я.
- Возможности быть собой, быть игривым, жизнерадостным ребёнком, спонтанным, творческим, беззаботным, в образах - это тот самый котенок и огромный поток света.
Также мы выяснили, что Арина, будучи пятилетним ребёнком взяла ответственность за свою мать, которая сама была инфантильной, Арине было жалко её, ведь она вела себя как беспомощная, Арина взяла ответственность за чувства матери, за ее реакции, стала подстраиваться под них.
А это значит, помимо того, что ребёнок перестает быть собой, так ещё и тратит огромные силы, чтобы соответствовать представлениям других, тратит силы на то, чтобы заслуживать любовь и одобрение, и направляет силы, чтобы помочь беспомощной части личности матери. При этом будучи ребёнком, Арина приняла решение «быть сильной», а это значит, что нужно загонять боль поглубже и не проживать её, то есть подавлять ее, быть стойкой и не проявлять других чувств, невозможность отказать, когда просят родные, даже если не хочется делать. Во взрослой жизни Арины это дошло до того, что она не проронила ни слезинки, когда родной отец умер, и вся организация похорон была взвалена только на ее плечи, а мать с братом самоустранились - так и сказав «ты же у нас одна сильная, мы не можем, это трудно». Конечно же невыраженное горе самым губительным образом сказывается на самочувствии и здоровье.
В терапевтической части нашей работы, взрослая Арина из состояния безусловной любви обратилась к своему маленькому внутреннему ребёнку - образу яблока из которого проявилась пятилетняя девочка, сказав:
«Маленькому ребёнку, который не чувствует поддержки взрослых очень одиноко, при этом ты справилась и выжила и я за это тебя благодарю, и тебе больше не нужно ждать принятия и любви там, где ее не дадут, не нужно соответствовать, моя любовь к тебе и принятие безусловны».
Ребёнок пошел на руки ко взрослой Арине, попутно выгружая из себя в образах ящики с ожиданиями, долженствованиями, установками и представлениями других о ней, выгрузили ящиков размером с вагон (который оказывал давление вниз - ощущение пониженного давления), все сопровождалось выражением чувств.
Когда дошли до того, чтобы вернуть маме ответственность за неё, то у Арины сильно заболела голова - пошло сопротивление, ведь будучи ребёнком она так ждала от матери безусловной любви и принятия, а значит появился страх, что если она не будет нести ответственность за мать, то и не получит от неё. Поддерживая ребёнка, Арина помогла девочке вернуть силы и энергию, вложенные в ожидания в образ матери, а также чувства девочки, которые она вкладывала в надежде получить в ответ такие же (образ цветов), дали разрешение образу матери любить ее такой, какая она есть. Головная боль прошла.
Также мы освободили ребенка от роли сливного контейнера эмоций для родных, которым они ее наделили, Арина отпустила с этим все чужие токсичные эмоции потоками черноты. Далее ребёнку мы вернули тот световой поток, а котёнок проснулся и стал играть, ведь его теперь как игривого, спонтанного ребёнка тоже принимают.
У взрослой Арины прошла боль в сердце, онемение руки, ушла тревога, она почувствовала огромное спокойствие и расслабленность, «я могу творить свободно, мне спокойно и хорошо» - говорит она. После этой сессии она проспала 14 часов спокойным глубоким сном, хотя до этого спала урывками за ночь 5-6 часов. Через месяц после нашей встречи никакие симптомы не вернулись и появилось стремление к тому, чтобы полностью вернуть себе себя.
Случай описан с согласия клиентки, имя которой изменено.
Любое копирование возможно только с указанием меня - автора!
Как вы ощущаете - какое воздействие на вас оказывают ожидания и долженствования родных и что вы хотели чувствовать, когда их принимали?
Автор: Людмила Каминова
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru