Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Такой разный Новый год. Почитание лося, каша для ворон и гадание по венику

Оглавление

Мы привыкли отмечать Новый год​ зимой, однако у многих коренных народов начало очередного жизненного цикла не было привязано к календарю. Оно зависело от чередования сезонов, поведения животных и птиц, движений солнца и луны. Например, земледельцы встречали новый год весной, перед началом сельскохозяйственных работ, а охотники — осенью, с наступлением брачного сезона у диких зверей. И конечно, у каждого народа были и остаются свои традиции празднования.

Для кого оставляют кусок льда над дверью юрты, как охота на лося связана с Большой Медведицей и почему бородатый гость лучше безбородого? На эти и другие вопросы отвечаем в новом материале вместе с Натальей Петровой и Надеждой Рычковой, авторами книги «Страшный, таинственный, разный Новый год»​ издательства «МИФ».

Селькупы: почитание лося и прыжки через костер

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ НАТАЛЬИ ПЕТРОВОЙ И НАДЕЖДЫ РЫЧКОВОЙ «СТРАШНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, РАЗНЫЙ НОВЫЙ ГОД. ОТ ЧУКОТКИ ДО КАРЕЛИИ: СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ». ИЗДАТЕЛЬСТВО «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», МОСКВА, 2022
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ НАТАЛЬИ ПЕТРОВОЙ И НАДЕЖДЫ РЫЧКОВОЙ «СТРАШНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, РАЗНЫЙ НОВЫЙ ГОД. ОТ ЧУКОТКИ ДО КАРЕЛИИ: СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ». ИЗДАТЕЛЬСТВО «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», МОСКВА, 2022

Для рыболовов и охотников наступление холодов знаменует начало нового жизненного цикла. Западносибирский народ селькупы отмечает эту смену времен года в августе — в день последнего летнего полнолуния.

Праздник посвящен лосю, одному из самых важных животных для селькупов. О нем сложено множество легенд. Одна из них рассказывает, как однажды селькуп, кет и эвенк вместе отправились на охоту и стали преследовать большого лося. Селькуп ранил зверя в переднюю ногу. Охотники так увлеклись погоней, что не заметили, как оказались на небе. Согласно легенде, четыре звезды ковша Большой Медведицы — это четыре ноги лося, и та, что подбита стрелой селькупа, расположена чуть в стороне от других.

На берегу реки, рядом с самым глубоким местом, селькупы разводят семь маленьких костров — по количеству звезд в созвездии Большой Медведицы — и один большой, который символизирует Полярную звезду. Разжечь их должен маленький мальчик, первенец в семье. Все гости праздника проходят сквозь дым от костров и умываются речной водой — этот обряд символизирует очищение. Вечером разжигают еще один костер, через который прыгают юноши, демонстрируя ловкость.

Башкиры: каша для ворон и деревья, цветущие лентами

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ НАТАЛЬИ ПЕТРОВОЙ И НАДЕЖДЫ РЫЧКОВОЙ «СТРАШНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, РАЗНЫЙ НОВЫЙ ГОД. ОТ ЧУКОТКИ ДО КАРЕЛИИ: СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ». ИЗДАТЕЛЬСТВО «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», МОСКВА, 2022
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ НАТАЛЬИ ПЕТРОВОЙ И НАДЕЖДЫ РЫЧКОВОЙ «СТРАШНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, РАЗНЫЙ НОВЫЙ ГОД. ОТ ЧУКОТКИ ДО КАРЕЛИИ: СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ». ИЗДАТЕЛЬСТВО «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», МОСКВА, 2022

Каргатуй, или Воронью свадьбу, башкиры отмечают весной, когда с гор сходит снег или с первым криком грача. Чтобы наступающий год был счастливым, нужно умилостивить священную птицу — ворону.

В старину участниками праздника были только женщины и дети. Мужчина мог прийти на Каргатуй, только переодевшись в женскую одежду. Распорядительницей праздника выбирают женщину, которая хорошо говорит, танцует и поет: ее легко заметить по яркому костюму, украшенному ракушками и монетами. Главным блюдом праздника становится каша, которую готовят из пшеницы на молоке прямо на улице в больших казанах. Ее едят не только люди, но и вороны: считается, что чем обильнее угощение для птиц, тем урожайнее будет год.

На Каргатуй обязательно украшают деревья. В наши дни используют ленты, а раньше женщины вешали на них шали, платки, бусы. Башкиры считают, что такое искусственное цветение поможет деревьям скорее набрать силу и зацвести по-настоящему.

Вепсы: бородатый гость и гадание по венику

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ НАТАЛЬИ ПЕТРОВОЙ И НАДЕЖДЫ РЫЧКОВОЙ «СТРАШНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, РАЗНЫЙ НОВЫЙ ГОД. ОТ ЧУКОТКИ ДО КАРЕЛИИ: СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ». ИЗДАТЕЛЬСТВО «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», МОСКВА, 2022
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ НАТАЛЬИ ПЕТРОВОЙ И НАДЕЖДЫ РЫЧКОВОЙ «СТРАШНЫЙ, ТАИНСТВЕННЫЙ, РАЗНЫЙ НОВЫЙ ГОД. ОТ ЧУКОТКИ ДО КАРЕЛИИ: СТАРИННЫЕ ЛЕГЕНДЫ, МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБЫЧАИ НАРОДОВ РОССИИ». ИЗДАТЕЛЬСТВО «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР», МОСКВА, 2022

В старину наступление нового года вепсы​ отмечали в день зимнего солнцестояния, а после распространения христианства праздник сместился на период между Рождеством и Крещением.

Насколько удачным будет год, определяют по первому гостю. Больше всего ждут мужчину: если он приходит в дом, где есть молодые девушки, это обещает им много женихов. Однако не всякий гость сулит благополучие: если первым гостем станет безбородый юноша, год будет неурожайным. Если придет пожилой мужчина — год будет хлебным, а особую удачу принесет мужчина с бородой. Многое зависит и от характера гостя: легкий нрав обещает легкий год и наоборот. От нежелательного гостя, который не подходит ни под один описанный критерий, дом могут закрыть на засов — или вовсе прогонят посетителя метлой.

Вепсы верят, что в новом году нужно не только встретить правильного гостя, но и самому не отстать. Кто в праздник просыпается первым, раньше всех будет заканчивать работу целый год.

На ночь вепсы ставят в снег несколько поленьев — по количеству членов семьи. Дурной приметой считается полено упавшее: год для человека, которому его установили, окажется последним. А южные вепсы прячут среди поленьев палку и веник. Если девушка на выданье первой находит палку — жених будет молодым, если веник — выйти замуж придется за старика.

Автор: Полина Пендина