Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Поэтический "Сон на Волге"»

Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)
Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)

Когда я только начинала работу над циклом статей о творчестве А.Н.Островского (честно сказать, не рассчитывая, что работать над ними буду больше года), то заголовком к статье-«путеводителю» взяла слова И.С.Тургенева «Ах, мастер, мастер этот бородач!» А сказано это было о пьесе Александра Николаевича «Воевода (Сон на Волге)»

16 (28) марта 1866 года Тургенев писал из Баден-Бадена своему соседу по имению и постоянному корреспонденту И.П.Борисову о прочитанных новинках русской литературы. Раскритиковав «начало романа Толстого», а речь идёт о первом варианте «Войны и мира» («Роман этот мне кажется положительно плох, скучен и неудачен… Нет, эдак нельзя; эдак пропадёшь, даже с его талантом. Мне это очень больно - и я желал бы обмануться»), Иван Сергеевич продолжает: «А "Воевода" Островского меня привел в умиление». Дальше идут знаменитые слова о «славном, вкусном, чистом русском языке» и «пахучей, как наша русская роща летом, поэзии» (с комментарием «Хоть бы в удивительной сцене "Домового"»). И хотя Тургенев и раскритикует последний акт, но тут же добавит, что «2-й и 3-й это совершенство!»

Тем не менее, пьеса эта не слишком известна и ставится достаточно редко. Опять же выяснила, что идёт она всё в том же Историко-этнографическом театре (конечно, зимой ехать на спектакль на электричке для меня затруднительно, но, думаю, дождавшись тёплых дней, всё же выберусь туда).

Её часто относят к не осуществлённому полностью замыслу драматурга, о котором он писал Н.А.Некрасову 25 сентября 1857 года: «Честь имею Вас уведомить, что у меня готовится целый ряд пьес под общим заглавием "Ночи на Волге", из коих одну я доставлю Вам лично в конце октября или в начале ноября. Не знаю, сколько я успею сделать в эту зиму, но две непременно». Некоторые авторы статей считают, что здесь идёт речь именно о «Воеводе», но на самом деле не очень понятно, что именно он собирался «доставить», так как до создания «Воеводы» пройдёт целых восемь лет, а самая ранняя из пьес, которые критики относят к «волжским», «Гроза», будет написана только в 1859 году.

Сам Островский впервые упомянет о пьесе в письме И.И.Панаеву от 28 августа 1860 года: «В Крыму я кой-что приготовил, а теперь засяду за работу. "Сон на Волге" постараюсь окончить поскорее» (пока название пьесы то, что после станет подзаголовком). Но работа затянулась, и только в декабре 1864 года драматург сообщит Некрасову: «Я окончил для Вас "Сон на Волге" и занимаюсь теперь только отделкой и перепиской. В последних числах декабря я должен представить эту пьесу в Академию, иначе не получу за неё премию на будущий год. Вы можете объявить, что в 1-й книжке 1865 г. у Вас будет: "ВОЕВОДА" ("Сон на Волге"), комедия в 5-ти действиях с прологом, в стихах» (вопреки своим ожиданиям, премии за пьесу "Воевода" Островский не получил). Первая редакция пьесы была завершена, как указал автор, 7 января 1865 года и опубликована в первом номере «Современника» за этот год.

Первое представление пьесы состоялось в Петербурге 23 апреля 1865 года, а в Москве - 9 сентября. Пьеса с успехом шла и в провинции (в 1875 году губернатор Казани запретил её, усмотрел в ней «опасный революционный элемент»). Многие из современников драматурга оценили её очень высоко. Так, литературный критик Е.Н.Эдельсон, по свидетельству Н.С.Лескова, «только и говорил об Островском и всё жалел о том, что его "Воевода" не пользуется у публики тем вниманием, на которое имеет всякое право». Несколько позднее этнограф С.В.Максимов, рассказывая о «литературной экспедиции» Островского, писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий…» По словам Максимова, здесь драматургу «приснился поэтический "Сон на Волге", и восстали из гроба живыми и действующими "воевода" Нечай Григорьевич Шалыгин с противником своим — вольным человеком, беглым удальцом, посадским Романом Дубровиным, во всей той правдивой обстановке старой Руси, которую может представить одна лишь Волга, в одно и то же время и богомольная и разбойная, сытая и малохлебная».

Наверное, многие знают, что на сюжет «Воеводы» была написана первая опера П.И.Чайковского. Правда, впоследствии композитор уничтожил своё произведение. Считаю, что во вступительной статье к пьесе несколько слов сказать об этом нужно.

Последняя сцена оперы П.И.Чайковского «Воевода»
Последняя сцена оперы П.И.Чайковского «Воевода»

Я уже упоминала раньше, что мечтой Чайковского «было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы: "Грозы" Островского», но над оперой «Гроза» по либретто Островского уже работал композитор В.Н.Кашперов (после премьеры оперы Пётр Ильич писал брату: «Вчера у нас шла в первый раз опера Кашперова. Думаю, что с тех пор, как пишутся оперы, такой мерзости ещё не бывало», - что это, верная оценка или всё же последствия обиды? «Гроза» Кашперова очень быстро сошла со сцены).

В утешение композитора, Островский предложил ему сюжет «Воеводы». Наверное, именно поэтичность пьесы, насыщенность её фольклорными мотивами и привлекла Чайковского (он ведь и для «Грозы» уже подбирал народные песни!). Островский обещал сам написать либретто, но в итоге его перу принадлежит лишь первое действие и первая картина второго, а доведено до конца либретто было самим композитором. Сохранились сведения, что Чайковский, хоть и взялся за написание музыки «горячо и с увлечением», довольно быстро охладел к работе и даже хотел забросить её, но певица А.Г.Меньшикова, которую композитор ценил, попросила закончить оперу к её бенефису. Первое представление состоялось 30 января 1869 года в Большом театре. В.Ф.Одоевский записал в дневнике: «Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского… Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали». А газета «Русские ведомости» пророчила: «Чайковский один из тех русских композиторов, на котором более всего останавливается внимание почитателей музыкального искусства, и мы имеем повод думать, что автор "Воеводы" оправдает те большие надежды, которые он подаёт в настоящее время». Надежды Чайковский, конечно, оправдал, но сам своё творение жестоко осудил. Уже много позже он писал: «"Воевода", без всякого сомнения, очень плохая опера. Я беру при этом в соображение не только достоинство музыки, взятой отдельно, — но общую совокупность условий, соблюдение которых составляет большее или меньшее достоинство оперы. Во-первых, сюжет никуда не годен, т.е. лишён драматического интереса и движения; во-вторых, опера была написана слишком спешно и легкомысленно, вследствие чего формы вышли не оперные, не подходящие к условиям сцены...» После нескольких представлений композитор уничтожил партитуру, использовав впоследствии отдельные фрагменты в других произведениях (опере «Опричник», балете «Лебединое озеро», торжественной увертюре «1812 год»). Партитура оперы восстановлена уже в ХХ веке П.А.Ламмом и В.Я.Шебалиным, существует запись – послушать интересно, хотя и несколько странно слышать, как поют на всем известные балетные мелодии.

И ещё интересный факт: указав, что «сюжет никуда не годен, т. е. лишён драматического интереса и движения», Чайковский, тем не менее, очень высоко оценил написанную на этот сюжет в 1890 году оперу А.С.Аренского: «Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать "Сон на Волге" Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, — но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания». К сожалению, оперу Аренского я не слышала и сказать о ней ничего не могу.

***************

Исследователи отмечают, что в этой пьесе «нашли отражение былина, сказка, историческая песня, календарная и свадебная обрядовая поэзия, заговор, колыбельная песня, духовные стихи, разбойничья песня, народная драма, пословицы, поговорки, приметы». Есть и фантастические элементы, например, так восхитившая Тургенева сцена Домового, который будет желать счастья героине:

Я поглажу тебя лапой бархатной

На богатство, на радость с милым дружком.

«Народная драма» - это, в первую очередь, очень популярная в народе пьеса-игра «Лодка», изображающая благородного атамана разбойников и его окружение, связанная явно и со Степаном Разиным, и с песней «Вниз по матушке по Волге»; у Островского она привидится воеводе и не на шутку напугает, предсказав неминуемую кару.

Сцена из спектакля Историко-этнографического театра
Сцена из спектакля Историко-этнографического театра

************

Ну, а о самой пьесе – в следующий раз!

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь