Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: PETER HAMMILL - In A Foreign Town / Out Of Water (2023)

Автор: Николай Чувиков

Нет, это не афиша спортивного события уходящего 2023 года - это оформление нового релиза Питера Хэммилла (если кто не в курсе, то это легендарный музыкант, известный как своей плодотворной сольной карьерой, так и участием в составе великой прог-рок-группы Van Der Graaf Generator). Не знаю, о чём думал уважаемый музыкант, но если бы я увидел обложку этого альбома в магазине, то я бы вряд ли обратил на неё внимание и, скорее всего, принял за какой-то сувенирный сборник музыки, приуроченной к очередной Олимпиаде. Однако наполнение сего релиза оказывается в разы интереснее его обложки, и указанный на ней год является отнюдь не случайностью.

В 1988 и 1990 годах Хэммилл выпустил два полноформатных альбома - "In A Foreign Town" и "Out Of Water" соответственно. Вполне себе приличные альбомы, отнюдь не лучшие в дискографии Питера, но могущие порадовать отдельными моментами. По словам самого Хэммилла, одним из наиболее слабых и расстраивающих моментов обеих записей является их сведение, которое может и отвечало стандартам своего времени, но сейчас кажется устарелым и низкопрофессиональным. Посему музыкант решил вернуться к своим релизам рубежа десятилетий, переработать их и выпустить для наслаждения поклонников и любопытствующих меломанов. Более того, на протяжении десятилетий авторскими правами на "In A Foreign Town" и "Out Of Water" владел не Питер, а выпустившие сии альбомы звукозаписывающие лейблы. И это ещё одна причина, почему Хэммилл решил возродить своё собственное прошлое.

Окей, вы все прекрасно знаете моё сугубо негативное отношение к перезаписям собственной музыки. В подавляющем большинстве случаев затмить оригинал оказывается не под силу даже самым известным и профессиональным коллективам, и в итоге все эти бесконечные перезаписи уходят в пучину забвения, выполняя свою первоначальную функцию, но имея при этом стремящуюся к нулю художественную и культурную ценность. Благо, что прогрессивщики редко ударяются в перезапись своих классических альбомов, так что Питера Хэммилла можно назвать своеобразным исключением из правила. Более того, термин "классика" вообще вряд ли применим к "In A Foreign Town" и "Out Of Water" - это среднеуровневые альбомы, которые чрезвычайно редко вспоминают при обсуждении сольного творчества Питера. Если уж так говорить, то даже я (а я очень люблю творчество Хэммилла) слышал эти записи всего один раз, и они достаточно быстро выветрились из моего серого вещества. Так что перезапись 2023 года выглядит гораздо более обоснованно в данном контексте.

Сам Хэммилл страстно относится к этим записям и даже описывает их как "поворотные для (его) карьеры". По словам музыканта, во время записи "In A Foreign Town" он впервые начал работать с MIDI-технологией, которая оказала большое влияние на его дальнейшее творчество. Более того, на тот момент музыкант сильно увлекался политикой, а посему многие песни на альбоме имеют соответствующий лирический уклон - особенно это заметно на песне "Hemlock".  Также нельзя не отметить участие в альбоме "In A Foreign Town" виолончелиста Стюарта Гордона, чья драматичная игра придаёт альбому мрачную и пространную атмосферу. Партии Стюарта были полностью сохранены на переиздании, и за это Хэммилл несомненно достоин отдельной похвалы, ибо, по моему мнению, именно виолончель является лучшим элементом альбома 1988 года.

"Out of the Water" очевидно проигрывает "In A Foreign Town", причём как в плане инструментальной части, так и в плане стилистического накала. Однако здесь тоже есть свои моменты хэммилловского гения, в основном выражающиеся в песнях "Something About Ysabel’s Dance" и "On the Surface".

Как и всегда, одним из наиболее запоминающихся элементов обоих альбомов является вокал самого Питера - драматичный, театральный и торжественный, он является путеводной звездой для слушателя и проводит его сквозь все хитросплетения его композиционного гения. Однако даже я готов признать, что лучше всего пение Хэммилла воспринимается в малых дозах - его вокальная манера достаточно экстравагантна и требует не только привыкания, но иногда даже и терпения. Однако если вы приложите к прослушиванию свой разум, то откроете для себя одного из самых страстных и выразительных вокалистов в прогрессивном и арт-роке.

Так как же изменились "In A Foreign Town" и "Out Of Water" в 2023 году? Ну, скажем так: не смотря на ту большую работу, которую Питер проделал над этими альбомами, намного лучше они не стали. Как тогда, так и сейчас они занимают срединное место в дискографии музыканта. Здесь действительно есть свои шикарные и запоминающиеся моменты, а новое сведение и обновлённые инструментальные партии несомненно делают "In A Foreign Town" и "Out Of Water" более привлекательными записями для ознакомления, но они объективно проигрывают таким лонгплеям Хэммилла как "Fool's Mate", "The Silent Corner And The Empty Stage", "X My Heart" и "Other World" (именно эти лонгплею я считаю лучшими у музыканта). Да и для неофита прог-рока "In A Foreign Town" и "Out Of Water" вряд ли подходят. Так что если я кому-то и могу настоятельно порекомендовать эти работы, так это прилежным фанатам Питера и Van Der Graaf Generator.

Понравилась рецензия? - я ещё книги пишу! НОВЫЙ ТИРАЖ "Эры Отверженных" уже в продаже - ищите его здесь:

Читай-Город: https://www.chitai-gorod.ru/product/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-2944258

Роман "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" доступен и в электронном формате: 
ЛитРес:
https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/skvoz-beskonechnost-akt-pervyy-era-otverzhennyh-69135757/
Книжный "Москва":
https://www.moscowbooks.ru/ebooks/book/69135757/

Черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения: https://www.litres.ru/book/nikolay-chuvikov/bezymyannyy-70006300/

#peterhammill #inaforeigntown #outofwater #artrock #Англия