Найти тему
Учимся у истории

Каким виделся 2440 г. из XVIII века? По роману Луи Себастьяна Мерсье

Луи Мерсье. Из открытых источников
Луи Мерсье. Из открытых источников

Вопрос о том, каким должно быть идеальное общество, всегда оставался крайне актуальным с древности и до наших дней, как для великих философов, так и для обычных людей. Всё это приводило к созданию многочисленных утопических проектов, которые должны были представить людям образец идеального мира. Именно таким утопическим произведением, в котором читатели могли ознакомиться с образом жизни их далёких потомков, и был роман «Год 2440», автором которого являлся Луи-Себастьян Мерсье. Сам автор жил в тот период французской истории, который принято называть эпохой Просвещения.

Герой Мерсье просыпается после долгого сна через 672 года во Франции XXV века. Он встречает на улице человека, который становится его проводником по новому и непривычному миру, рассказывает о его основных особенностях.

Если говорить о возможном развитии производительных сил общества, то этот вопрос у Мерсье описан не столь подробно. Несмотря на то, что в описанной им Франции большое внимание уделяется развитию науки, причём именно направленной на получение практических результатов, а не отвлечённых рассуждений, мы не заметим значительных упоминаний об изменениях в способах ведения хозяйства. Достаточно упомянуть, что и спустя 700 лет, по мысли Мерсье, парижане используют для передвижения лошадей. Подавляющее большинство населения продолжают оставаться земледельцами.

Гораздо больше внимания Мерсье уделял необходимости экономии, отказа от излишних трат. Люди в идеальном обществе не должны тратить больше, чем они могут себе позволить.

Отправляясь за покупкой современной одежды, Мерсье говорит, что платить необходимо было сразу наличными, потому, что

«этим щепетильно честным людям незнакомо было само слово кредит, всегда, так или иначе, прикрывающее какое-либо мошенничество».

Эмоционально Мерсье защищает в романе всех трудящихся бедняков и в комментариях посмеивается над богачами и неудобной модной одеждой аристократов. Важен посыл автора о том, что человек должен быть окружён простотой и комфортом в повседневной жизни.

Французские крестьяне времён Мерсье. Из открытых источников
Французские крестьяне времён Мерсье. Из открытых источников

К излишней роскоши Мерсье относил те же кареты, которыми разрешалось пользоваться только больным или совсем старым людям, остальные должны были передвигаться по городу пешком. Даже король не пользуется каретой.

Во многих утопических произведениях говорилось о необходимости отмены частной собственности, которая препятствует как экономическому развитию, так и созданию справедливого общества. Именно об этом говорил в своих произведениях Руссо, которым восхищался Мерсье. Просветитель полагал, что именно закрепление за людьми в частную собственность земли положило начало извращению человеческой природы и переходу к несправедливому обществу.

Произведение Мерсье в этом плане отличается от большинства утопий. В нём у людей сохраняется частная собственность. Сохранилось и расслоение общества на богатых и сравнительно бедных. Мерсье замечает, что знатные люди могут беспрепятственно пользоваться своим богатством, говорит он и тех людях, которые зарабатывают только чтобы прокормить себя и семью.

При этом в обществе будущего нет нищих, каждый может обеспечить себе трудом не богатство, но определённый уровень благополучия. Правда, как и во многих утопиях, речь идёт не только о создании благоприятных условий, но и об изменениях, которые произошли в характере людей. Мерсье исходит из того, что все люди хотят трудиться не только на своё благо, но и общества. Неприязнь к праздности, по мнению Мерсье, является частью человеческой природы.

Хотя в идеальном мире Мерсье и сохранилась частная собственность, однако роль государства в экономике явно увеличивалась. Оно должно заботиться об обеспечении благополучия, контролировать ситуацию на рынке, не допуская обогащения одних за счёт обмана других. Мерсье рассказывает о создании общественных амбаров, которые заполнены запасом зерна на случай голода. Вывоз хлеба за границу также ограничивается государством, чтобы не создавать в стране угрозу нехватки продовольствия. Развитие внутренней торговли во многом обеспечивается развитой системой каналов.

Вообще Мерсье говорит, что в описываемом им обществе активно развивается только внутренняя торговля. Внешняя же рассматривается как источник риска, ведь она зачастую приводит к погоне за ненужной роскошью.

Во многом благополучие общества достигается за счёт экономии. Мерсье полагал, что достаточно сократить резко количество тех, кто не занят производительным трудом. К таким он относил лакеев, монахов, тех, кто был занят производством предметов роскоши. Экономия происходит и за счёт того, что французы отказались от употребления многих товаров, которые не приносят никакой пользы. К числу таковых Мерсье относил табак, чай и кофе. Даже в области питания люди должны были стремиться к умеренности, не употреблять приправ, разжигающих аппетит. Владение предметами роскоши, например драгоценными камнями, находится под запретом.

Главной чертой всех утопий, равно как и идеалом эпохи Просвещения было стремление создать общество, где все люди были бы равны. Порой речь шла о том, чтобы люди вообще ничем не отличались друг от друга. У Мерсье речь идёт скорее о равенстве прав, при котором каждый человек может добиваться известности и более высокого положения. Опираясь только на свои талант и трудолюбие, а не на происхождение.

Карикатура на отношения сословий во Франции времён Мерсье. Из открытых источников
Карикатура на отношения сословий во Франции времён Мерсье. Из открытых источников

Каждый человек имеет право выступить даже в качестве королевского советника. При этом в обществе существуют и своеобразные внешние знаки отличия – специальные шапки. При этом почести касаются только самого человека, но не распространяются автоматически на его наследников.

Хотя в обществе будущего и сохранилось социальное расслоение, но в нём

«ни один класс людей не оказывается придавленным от того, что ему приходится тащить на себе другой».[

Герой Мерсье с радостью признавал, что мир будущего в этом не похож на современную ему Францию, в которой

«карательные законы целиком составлены были в пользу богатых».

Богатые люди в новом мире хотят сохранить о себе добрую память у потомков. Тогда как о современных ему богачах герой Мерсье отзывается так:

«содержимое сточных канав и то кажется менее мерзостным, чем их души».

Говорит Мерсье и о решении проблемы неравенства между столицей и провинцией, которая была характерна для современной ему Франции. Хотя описываемый им Париж и остался большим городом со значительным населением, но он не является теперь местом, куда сходится большая часть доходов, создаваемых трудом всех граждан государства.

Хотя общество, описываемое Мерсье, и может выглядеть тем, в котором царит равенство, однако это не касается многих аспектов. Философ не готов был признать равенство прав и обязанностей женщин и мужчин. Он готов был признать выдающиеся таланты Российской императрицы Екатерины II, однако относительно женщин в целом замечал, что

«они выполняли здесь единственное дело, которое поручил им Создатель – рожать детей и служить утешением тем, кто призван ограждать их от жизненных тягот».

Положение, которое женщина занимает в обществе, полностью зависит от того, кем является её супруг. В этом плане Мерсье остался представителем своей эпохи.

При этом Мерсье подчёркивает особо, что женщины в обществе будущего избавлены от необходимости заниматься тяжёлым физическим трудом, в частности не работают на полях.

Стоит, впрочем, отметить, что женщины в описываемом обществе не являются собственностью мужчин. Они имеют право выходить замуж по своему желанию. В идеальном обществе отсутствует понятие приданого. В брачных отношениях царит полное равенство. При взаимной любви могут сочетаться браком люди из разных сословий.

В идеальном обществе разрешены разводы, которые при взаимном согласии супругов совершаются практически сразу. Причиной может быть просто несовместимость характеров. При этом Мерсье замечает, что возможность легко развестись привела к тому, что количество разводов в обществе минимально.

При этом в обществе предъявляются достаточно строгие требования к нравственному облику женщины. По замечанию спутника главного героя романа,

«женщина у нас опозорила бы себя, если бы принялась румяниться, нюхать табак, пить ликёры».

Можно сказать, что Мерсье выступал за существенные изменения в правовом положении женщин, но при этом его идеалом продолжала оставаться традиционная патриархальная семья.

Однако, в отличие от многих своих современников, Мерсье считал необходимым добиться расового и национального равенства, отказаться от национальной дискриминации. В его образе идеального будущего произошло крушение колониальных систем европейских стран. Индейское и негритянское население Американского континента освободилось из под власти колонизаторов.

«Туземцы вновь получили извечные свои права, ибо права эти дарованы им самой природой».

Люди в идеальном обществе не чествуют себя разделёнными национальными или религиозными перегородками. По замечанию спутника героя Мерсье, каждый человек

«будь он хоть индус или китаец, но, вступив на нашу землю, он становится нашим соотечественником».

Подобный подход во многом отличал Мерсье от характерных для его эпохи взглядов, в которым умственные способности и положение в обществе увязывались с расовой и национальной принадлежностью.