Автор Сергей К.
Прочитал за пару вечеров. Читается легко, несмотря на тяжёлое содержание.
Тема книги на мой взгляд сверх актуальная и не решаемая на данный момент.
Такое, неоднозначное впечатление оставила книга. Примеры травли детей описание в книге, для меня в очередной раз показательны, тем что уровень подготовки педагогов в нашей стране недостаточный.
В книге чувствовалось, что у автора есть свой особый взгляд на ситуацию с буллингом в школе и на причины этого явления. Собственный ребёнок автора подвергся травле в школе. И поэтому понятно почему автор делит участников буллинга на "плохих" и "хороших", на "правильных" и "не правильных", мне кажется такое деление может как раз поспособствовать ухудшению ситуации с буллингом, а не помочь разрешить её.
Лично для меня не хватило психологических комментариев и пояснений, они есть, только их не так много и они существенно ближе к житейскому взгляду на ситуацию.
Не совсем понял почему не было упоминания про Виктимную психологию - это раздел о психологии жертвы. Возможно автор на момент написания книги был не знаком с этим разделом в психологии.
Это раздел в психологии со множеством исследований на эту тему, где даётся чёткое понимание причин явления и методов профилактики в комплексе.
Понятное дело, что есть очевидные и понятные многим причины буллинга, как про жертву, так и про агрессора.
При этом в книге есть некая однобокость. В том смысле, что возникает ощущение противопоставления, что дети-жертвы они "хорошие", а дети-агрессоры они "плохие", есть "плохие-хорошие" учителя и родители..
Как правило в большинстве случаев главный агрессор (буллер) в своей семье побывал или пребывает в роли жертвы... И иногда он нуждается в помощи даже больше чем жертва...
А вместо этого их стремятся наказать, добить, поквитаться и со стороны взрослых часто ноль стремления понять, а что же происходит с ними, его делают однозначно плохим и однозначно виноватым в ситуации..
И акцента на этом сделано не было, а без этого, для не искушённого, в тонкостях биллинга, читателя, картина проблемы возможно яснее не станет.
Также в проблематике буллинга, есть и не очевидные причины приводящие к травле, о которых совсем не много в книге.
К примеру так называемые: "Благополучные семьи", где родительские благие намерения могут натворить такого, что никому мало не покажется...
Часто чтобы сделать из ребёнка жертву буллинга его не надо бить дома или унижать, бывает достаточно просто из благих намерений сделать перекос в сторону раннего образования, а не своевременного и полноценного эмоционального развития.
И нагрузить ребёнка по полной всякими развивашками, секциями и кружками тем самым создав искусственную среду где нарушают условия для полноценного развития и вследствии ребёнок формирует искажённые навыки эмоциональной и социальной коммуникации...
Проще говоря такой ребёнок не умеет "нормально коммуницировать" со сверстниками со всеми вытекающими из этого последствиями..
И такому родителю сложно принять, точнее почти невозможно принять, что его благие намерения и усилия стали одной из возможных предпосылок для буллинга его же собственного ребёнка, и этот перекос с развитием может сделать из него жертву..
Здесь этими пояснениями, я не перекладываю вину или ответственность.
Поиск виноватого на мой взгляд - это однозначно тупик в разрешении данной проблемы.
Я высказывая своё мнение о книге хочу сказать о том, что психология это про причины и следствия, а не про правых или не правых, и что без глубокого, всестороннего и объективного, насколько это возможно, понимания причин приводящих к буллингу, проблему скорее всего не решить.
И безусловно я полностью согласен с автором, что ведущая роль на 100% в разрешении проблемы буллинга это за взрослыми...
Только комплексное просвещение и подготовка взрослых в состоянии исправить ситуацию.
Автор текста: Костин С. А.