В рубрике «Служение. Мастерские» мы знакомим вас с людьми — от руководителей до рядовых сотрудников, — которые трудятся в нашем монастыре в различных мастерских.
На этот раз мы заглянули в выставочный отдел монастыря, чтобы познакомить вас с его руководителем монахиней Агапией (Кнотько) и некоторыми сотрудниками. Мы узнали, с чего всё начиналось, как родился и развивается фестиваль «Радость», который вновь распахнет свои двери для гостей 23 декабря, какие традиции сложились в коллективе и кого там ждут.
— Матушка, давайте вспомним, с чего всё начиналось. Как и когда Вы пришли на послушание в выставочный отдел?
— У меня никогда не менялось послушание. В монастыре я тружусь с 2008 года и сразу попала в выставочный отдел. Сначала пришла просто как мирской человек, потом стала белой сестрой, а после — приняла монашеский постриг.
Я помню тот момент, когда стала трудиться в обители. Где-то полгода я не могла найти работу, всё не складывалось. Внезапно позвонил мой друг с предложением помочь монастырю. Я пришла на собеседование к иноку Сергию (Михнюку) и монахине Марии (Держанович), которая тогда была ответственной за выставки. Рассказала им о себе и вдруг услышала: «Завтра приходите». К слову, я тогда жила в миру, к монастырю никакого отношения не имела, даже на службы сюда не ездила. Но когда пришла трудиться, в скором времени всё изменилось…
— А что тогда было самым сложным?
— Мне кажется, тогда было легко по сравнению с тем, как сейчас, потому что всё покрывала благодать. Но если говорить в целом, в миру я никогда не была организатором, всегда исполнителем, а тут приходилось общаться с администрацией, благочинными… Вот это было, пожалуй, самым сложным: преодолеть страх и поверить, что Бог может через тебя действовать.
Первая выставка, организованная нашей обителью, прошла в Новогрудке в 2008 году. Именно тогда зародился православный фестиваль «Кладезь», то есть в этом году мы отметили 15-летний юбилей.
То было время такого прекрасного «детства», полного энтузиазма. Мы всё делали своими руками, монахини пекли блины… Помню, как начался какой-то жуткий ураган, и мы просто стояли и держали палатки руками, чтобы они не улетели. Скульптор Илья Кирьянов организовывал занятия с детьми — они его обожали, висели на нем гроздьями. Жили мы в деревенском доме. Помню наши вечера, когда после трудового дня мы собирались все вместе, пели песни.
Именно эти единство, дружба, соборность — вся та монастырская жизнь, которую я тогда увидела, — и стали толчком к монашеству. Бог открывал всё самое красивое, что есть в монастыре.
— С тех пор Вы столько лет на одном послушании. Не сложно постоянно «гореть»? Сейчас в миру очень популярен термин «выгорание»…
— Мне не нравится термин «выгорание». Я думаю, это потеря благодати Божией и привыкание к тому, что у тебя есть. Когда проходит этап первой призывающей благодати, всё становится более прозаичным: начинаешь лениться и жалеть себя.
Но ведь бывают моменты вдохновения, когда вновь появляется тот самый энтузиазм и желание потрудиться. То есть всё дело в тебе самом… Из-за саможаления в один момент можно всё потерять. Поэтому, когда вдруг ловишь такую волну, с Божьей помощью нужно себя останавливать. Я так и прошу: «Господи, пожалуйста, я сейчас думаю и делаю неправильно, помоги». В общем, разные периоды и разные этапы в жизни.
— Это наша ежедневная борьба с самим собой…
— …А иногда сказывается элементарная усталость. Например, наш батюшка (отец Андрей Лемешонок, духовник обители. — Прим. ред.) раньше проводил собрания со всеми мастерскими, постоянно везде ездил, а теперь оставил только главное — литургию и исповедь. Он как-то поделился недавно: «Исповедь других людей — это моя жизнь».
Я, в свою очередь, ищу поддержку в своих сотрудниках. Меня вдохновляет, когда я вижу в людях это горение, которое было во мне. Замечаешь у сестер и братьев желание потрудиться — и тебе самому хочется горы свернуть.
Любое дело — это прежде всего соборность. Что ты можешь один? Руководитель без исполняющих людей ничего сделать не сможет, как и сотрудники без руководителя… Мы все друг от друга зависим. Соборность в монастыре — наша основа.
— А как Вы находите «своих» людей? По каким критериям отбираете соратников?
— Это Бог находит и печется о них. Честно говоря, бывали случаи, когда возникало желание расстаться с человеком, потому что он не выполнял свои обязанности, но вмешивался Господь — и вдруг человек начинал признавать свои ошибки, исправляться.
Я вижу, что Господь Сам приводит и собирает здесь людей. Нам очень не хватает сотрудников. Мне очень жалко моих людей, потому что они все трудятся на износ. А еще когда семья… После сложного трудового дня у них дома начинается вторая работа. Для меня такая жизнь — настоящий подвиг. Но за это и благодать Божья им дается.
— То есть без полной самоотдачи в выставочном отделе не получится трудиться?
— Думаю, такая формула подходит для любой монастырской мастерской. Если ты хочешь задержаться в монастыре, то должен понимать, что это прежде всего служение, а не работа.
— Какие традиции сложились в отделе за эти годы? Что помогает сблизиться, подружиться, и так ли это важно на послушании?
— Я как раз недавно на собрании всех ругала, что «дружба — дружбой, а служба — службой» (смеется). Важно не потакать друг другу, а помогать, поддерживать, покрывать немощи. Кто-то что-то не успел — не осуждай, а помоги. Это ведь и называется «работа в команде».
"Христос посреди нас" — вот идеал служения и христианского отношения друг к другу. Но по такому закону жить тяжело, поэтому в ежедневной трудовой рутине важно хотя бы оставаться нормальным человеком, сохранить простые человеческие отношения, не обвинять друг друга, а увидеть какую-то вину в себе и поддержать коллегу.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
— Раз в месяц мы обязательно вместе причащаемся, вместе трапезничаем.
Помню, один сотрудник сильно возмущался, когда мы ввели такую традицию. Это был человек со сложной судьбой, который только вставал на путь веры. К сожалению, он сейчас снова в местах лишения свободы. Но, что самое интересное, сейчас он благодарит, что тогда по послушанию приходил в храм на Причастие. Говорит, что именно это изменило его жизнь.
Конечно, мы никого не можем заставить идти на Причастие, это должен быть личный выбор. Но это одно из условий, которое мы сразу же озвучиваем: чтобы здесь трудиться, нужно причащаться. Я не понимаю, как иначе можно вместе быть. Только Бог может нас как-то объединить и не дать рассориться…
— Фестивали «Кладезь» и «Радость» — два основных детища выставочного отдела, причем оба масштабные. Как справляетесь с такой нагрузкой?
— Фестиваль «Радость» на сегодняшний день — наш основной проект, который забирает много сил и труда. Но что интересно, когда появилась «Радость», второе дыхание получил и фестиваль «Кладезь».
Я заметила такой парадокс: тебе кажется, что у тебя уже нет сил что-то делать и потянуть дополнительное дело, но в итоге получается, чтобы что-то начало развиваться, нужно начать делать еще больше.
— А как Вы для себя формулируете концепцию «Радости»? И что в этом фестивале наиболее важно лично для Вас?
— Это самый крупный в Беларуси православный фестиваль. Мы стремимся показать гостям фестиваля всё самое красивое, хорошее, доброе, чтобы каждый приходящий смог увидеть и прочувствовать, что же такое радость в Православии, как мы ее понимаем. Ведь радость бывает разной.
Важно, чтобы на фестивале мы говорили о том, о чем сейчас переживают люди: о семье, о проблемах в обществе, об отношениях между людьми, о войне на Донбассе. Мы не должны бояться поднимать болезненные вопросы, смотреть, что называется, им в глаза. И самое главное, чтобы взгляд этот был через Христа, через православную веру. Да, проблемы есть, но они решаемы, если мы будем решать их через Бога.
— Не секрет, что монастырь обвиняют в излишней коммерциализации. Как бы Вы ответили на такой упрек?
— Главная цель монастыря — это служение людям. На выставочных стендах несут послушание белые сестры, которых мы тщательно подбираем. Самое важное, чтобы человек, приобретающий нашу продукцию, смог увидеть в сестре Бога.
То есть главная задача каждой сестры — помочь человеку зайти в храм.
Вот этим мотивом мы и руководствуемся в нашем деле. Просто коммерческая деятельность для меня была бы неинтересна и неприемлема. Я знаю точно: всё, что зарабатывается в монастыре, идет на служение людям — наши подворья, больницы, строительство храмов и центра «Ковчег», который, слава Богу, уже построили. Это уникальный центр для Минска, очень важный для работы с молодежью. Вот за это я готова отдавать свои силы. А жить ради зарабатывания денег — это какая-то чушь…
Важно сказать, что монастырь дает возможность большому количеству людей трудиться при храме. Причем многие из них были выброшены миром за борт и не смогли найти работу вне монастыря — люди, страдающие различными зависимостями и психическими заболеваниями, бывшие заключенные…
Я понимаю, почему люди соблазняются. Они видят какие-то некрасивые вещи, которые есть в Церкви и которые нельзя отрицать. Церковь — живой организм, состоящий из обычных людей. Грех цепляет человека, не важно, священника ли, монахиню, просто мирянина. Люди со стороны видят этот грех и разочаровываются. Конечно, мы очень виноваты перед людьми, что попускаем себе эти грехи, не останавливаем их…
— Получается, все проекты монастыря по большому счету направлены на то, чтобы стать ступенькой на пути к храму?
— Это самая главная наша цель. Я всегда боюсь громких фраз и оценок, но действительно хочется быть этой ступенькой к храму. Понимаете, людям сложно зайти в храм, по себе помню. А зайдешь на ярмарку, купишь красивую чашку, сделанную в монастыре, и задумаешься: а что это за монастырь такой, а какие люди там трудятся? Всё это в какой-то момент может стать открытием для человека.
— На этот Рождественский фестиваль к нам приедут интересные гости: протоиерей Алексей Батаногов и протоиерей Сергий Баранов. Почему выбор пал именно на этих батюшек?
— Мы, конечно, задаем тематику для фестиваля, но, как я вижу, в итоге всем руководит Господь. Мы давно хотим привезти отца Андрея Ткачева, а никак не получается. То есть нет Божьего благословения. Отец Сергий Баранов тоже очень занятой батюшка, но как только мы ему написали, он сразу же согласился. И что тут скажешь? Господь просто ведет.
Отца Алексия Батаногова я увидела в передаче «Эмпатия Манучи» (с удовольствием сделаю рекламу этой замечательной программе, из которой мы узнаем о многих прекрасных людях). Отец Алексий — известный московский священник, часто выступает на радио «Вера», на ютуб-канале журнала «Фома». Он вместе с матушкой будет говорить о семье, ведь «Радость» — семейный фестиваль.
К слову, из этой же передачи мы узнали, например, и Ирину Медведеву — детского психолога, писательницу, публициста, драматурга, общественного деятеля. Мы счастливы, что нам удалось пригласить ее в Минск. Встречи с Ириной Яковлевной пройдут с 8 по 11 января, в том числе в нашем центре «Ковчег».
— А что в культурной программе «Радости» дороже всего лично для Вас?
— Всё важно. И детская программа, и наши встречи со священниками и интересными людьми. И то, что приезжают храмы и монастыри из разных городов и стран.
Конечно, особое место занимают наши благотворительные акции. Традиционной уже стала акция «Помощь братьям» — жителям и защитникам Донбасса. Здесь можно помочь и делом, оставив пожертвования, и словом, написав письмо поддержки защитнику. Мы работаем с Николаем Гавриловым, который с 2014 года практически каждый месяц ездит с гуманитарной миссией на Донбасс. Сейчас будем сотрудничать еще и с волонтером Мариной Кравцовой. Она ездит в зону военных действий 8 лет и помогает детям. На нашей «Доброй елке» можно будет найти украшения с пожеланиями деток и сделать им подарок на Рождество. Также будет проходить сбор для восстановления храмов Донбасской земли.
— Матушка, а какая Ваша личная радость на послушании?
— Когда я вижу, что люди готовы услышать и помочь друг другу. Без конфликтов не обойтись, но важно, чтобы мы друг друга слышали и прощали. Когда-то митрополит Филарет (Вахромеев) сказал: «От того, какой будет атмосфера у вас в монастыре, зависит то, что будет происходить в Минске». Но монастырь — это ведь не только монахи. Это и сестры милосердия, и подворские братья и сестры, и сотрудники мастерских. Никакая наша работа не принесет плода, если не будет этого единства внутри обители.
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU