Гражданская война 1917-1920 гг стала страшнейшим испытанием для всего российского народа. Не осталось ни одного уголка страны, которую б не задел ее огонь. И Чечня здесь исключением не стала.
Чеченцы в годы гражданской войны выбрали именно сторону большевиков. Либо же стали в позицию нейтралитета, все равно подспудно поддерживая советскую власть.
Начнем с того, что нохчий уже в 1917-м году создали в горах по сути собственное независимое государство. Так называемый Северо-Кавказский эмарат с центром в старинном чеченском ауле Ведено, служившем еще полвека до того столицей имаму Шамилю.
Возглавил имамат исламский религиозный авторитет, эмир, суфийский шейх Узун-хаджи Салтинский. Этот довольно деятельный лидер бурно развернул строительство государства горцев, создав даже собственную валюту - туманы. А вот от участия в гражданской войне чеченцев Узун-Хаджи всячески увещевал, называл ее «делом русских, а не мусульман».
Еще одной стороной вопроса оказался известный в начале XX-го чеченский нефтепромышленник Тапа Чермоев. Тапа активно пытался организовать на Северном Кавказе независимую объединенную светскую Горскую республику. Которую, кстати, признали, например, Германия и Великобритания. Правда, сколько-нибудь реальной власти на местах Горская республика нигде так и не получила. А сам Тапа навсегда эмигрировал в Париж.
Но по факту чеченцы сразу же вынуждены были противостоять Белой армии. Наступавшей на Северный Кавказ и желавшей лишить горцев любого шанса на государственность. Узун-Хаджи тогда даже объявил Деникину газават - священную войну.
Немалая часть чеченцев образовала собственную Красную армию под началом местного большевика-революционера Асланбека Шерипова. Чеченская Красная армия постоянно ходила разорительными рейдами по тылам белогвардейцев. И здорово помогала обложенному белоказаками красному Грозному во время его стодневной осады. Когда же рабочий Грозный пал под ударами беляков, немало большевиков, включая комиссара Гикало укрылись у чеченцев в горах.
Храбрец Асланбек Шерипов героически погиб в бою против деникинцев в 1919-м году. Но надолго стал иконой советской Чечено-Ингушетии. Ему посвящена книга писателя Магомета Мамакаева «Мюрид революции», о нем в 1984-м году снят был фильм «Приходи свободным». Асланбек же - одна из трех фигур симвова Грозного, памятника «Дружбе народов». И это при том, что родной его брат Майрбек Шерипов в начале Великой Отечественной выступил в горах против Сталина.
Впрочем, кое-кто из чеченцев поддержал и Белых. Как правило, то были высокопоставленные бывшие царские офицеры из числа нохчий. Как например, знаменитый генерал от артиллерии Эрисхан Алиев, герой русско-японской войны, которого Деникин пытался назначить «верховным правителем» подчиненной белогвардейцам после ожесточённых боев части равнинной Чечни. Правда, нохчий Алиева так и не приняли, он попал в плен к большевикам и был расстрелян в 1920-м году.
Безуспешно Деникин пытался собрать из чеченцев и особую конную дивизию - по образцу отличившейся на полях первой мировой Дикой. Однако нохчий, даже насильно набранные туда, просто устроили массовое дезертирство. И вернулись домой с оружием в руках.
- Ландскнехты (пехотинцы) советской власти, - так в сердцах отозвался в своих мемуарах о противостоявших ему чеченцах сам генерал Деникин...
Почему же нохчий так поддерживали большевиков? На самом деле все просто.
Чеченцы не знали феодализма в своей истории. Их менталитет был ближе предлагаемому Лениным новому порядку. Нохчий рассчитывали на более справедливое бесклассовое устройство общества.
Большевики обещали чеченцам заветную равнинную землю и широкую автономию, полную свободу веры. Свежи были в памяти еще и недавние обиды со стороны царизма, нанесенные чеченцам в годы Кавказской войны XIX-го столетия.
Да, многое обещанное горцам коммунисты так и не исполнили. Начали, к примеру, преследование исламской веры. Ликвидировали государство Узун-Хаджи. А потому уже в начале 1920-х чеченцы с оружием в руках, под началом внука имама Шамиля Саид-Бея, выступят и против советской власти...