Товарный знак ESTRELLA de CASTILLA был заявлен на регистрацию в Ведомство по интеллектуальным правам ЕС (далее - EUIPO) от имени испанской компании в ноябре 2018 года. Знак заявлен для товаров 29 класса (хамон, мясо) и услуг 35 класса (реализация товара). Заявитель - производитель хамона и колбас, компания Calderon y Ramos, известен на рынке Испании с 1982 года. Сегодня Calderon y Ramos поставляют свою продукцию в страны ЕС, Японию, страны Латинской Америки, Канаду, Сингапур, Вьетнам.
Процедура регистрации товарных знаков в ЕС включает в себя этап подачи возражений от третьих лиц, которые не согласны с предоставлением правовой охраны заявленному обозначению. Против регистрации данного знака было подано возражение от имени известного испанского производителя пива Estrella Galicia, который является правообладателем более раннего товарного знака № 11852449, зарегистрированного в ЕС в 2013 году в отношении напитков 32 и 33 классов, в том числе для пива.
В возражении владелец бренда Estrella Galicia сослался на:
- ст. 8(1)(b) Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, отказ в регистрации заявленного обозначения на основе сходства с более ранним знаком;
- ст. 8(5) Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, отказ в регистрации заявленного обозначения на основе сходства с более ранним общеизвестным знаком, зарегистрированным в отношении неоднородных товаров или услуг.
Стороны дошли до Суда ЕС.
В октябре 2023 года Суд ЕС пришел к выводу, что знаки обладают низким визуальным сходством, что касается фонетического и концептуального сходства - суд охарактеризовал его как среднее (идентичный частоиспользуемый словесный элемент estrella (исп. - звезда), слова CASTILLA и Galicia являются географическими названиями и могут вызывать ассоциацию с регионами, в которых производятся товары сторон).
При сравнении товаров Суд ЕС пришел к выводу, что между товарами пиво и хамон существует связь - оба товара предназначены для потребления человеком. Более того, пиво и хамон обычно продаются в одних и тех же магазинах, хорошо сочетаются для употребления вместе, а также обычно предлагаются в качестве дополнения друг друга в различных заведениях общественного питания.
Далее Суд ЕС подтвердил, что товарный знак Estrella Galicia обладает сильной репутацией в Испании в отношении пива. Бренд представлен на рынке Испании с 1906 года и очень хорошо известен и популярен не только в Испании, но и в других странах ЕС.
Таким образом, Суд ЕС пришел к выводу, что между данными знаками может существовать связь и у потребителей может возникать ассоциация связи между знаками и их производителями, что может привести к тому, что знак ESTRELLA de CASTILLA будет недобросовестно пользоваться репутацией более раннего товарного знака Estrella Galicia.
Товарному знаку ESTRELLA de CASTILLA отказано в регистрации.
Данное дело еще раз подтверждает, что в случае споров сильная репутация знака ЕС (в России используется концепция общеизвестного товарного знака) имеет важное значение при не очень высокой степени сходства спорных знаков. Знакам с сильной репутацией предоставляется более сильная правовая охрана. Если бы знак производителя пива не обладал сильной репутацией, решение Суда ЕС могло бы быть совершенно иным.