Террористическая атака на Америку, произошедшая 11-го сентября 2001-го года, нанесла колоссальный ущерб — экономический, репутационный, моральный. Не говоря уж о человеческих жертвах и уничтожении уникального архитектурного комплекса. Неожиданно, сильно тогда, 22 года назад, пострадали и американские кинематографисты.
Многие премьеры пришлось отложить на пару лет: какие-то из фильмов казались неуместно весёлыми, в каких-то сюжет основывался на борьбе с террористами, и продюсеры решили, что не время затрагивать эту тему. Некоторые новинки пришлось отправлять на переработку — их перемонтировали таким образом, чтобы выпали кадры с башнями-близнецами, либо рухнувшие в реальности небоскрёбы замазывали компьютерным методом.
Безбашенный «Человек-паук»
Экранизацию комикса про школьника, укушенного пауком-мутантом, теракты 9/11 тоже не обошли стороной. Да, вышел фильм только на следующий год. Но ведь снимался-то как раз в самый страшный для американцев 2001-ый!
В первую очередь, террористические атаки заставили режиссёра Сэма Рэйми отказаться от одной очень эффектной сцены. В ней грабители банка с похищенными деньгами пытались скрыться с места преступления на вертолёте. И вот, когда они уже летели над городом, убеждённые, что погони — а, значит, и возмездия, — не будет, вертолёт вдруг зависал в воздухе, а потом вдруг начинал двигаться в обратном направлении, и, наконец, останавливался… в огромной паутине, натянутой между двумя самыми высокими небоскрёбами Всемирного торгового центра.
Понятно, что сцену пришлось вырезать. А ведь её планировали активно использовать в рекламной кампании фильма. Что ж, ролик с вертолётом, застрявшим в паутине, тоже остался не у дел. А заодно кинематографисты переделали и афишу, на которой красовалась голова главного героя в его героической маске. Дело в том, что в отражении чёрных стёкол «очков» (они же «глаза» Человека-паука) на постере были хорошо различимы узнаваемые силуэты двух «башен».
Часть тиража с этим «запрещённым» изображением распечатать всё же успели. Теперь его экземпляры считаются большой редкостью и стоят у фанатов-коллекционеров фильма и комиксов немалых денег. К счастью для тех, у кого таких денег нет, в Интернете полюбоваться на раритет можно бесплатно. Равно, как и посмотреть на YouTube удалённую сцену с вертолётом.
Впрочем, будь создатели первого «Человека-паука» чуть более щепетильными, переделок в фильме было бы куда больше. Ведь во время прыжков-перелётов Спайдермэна над улицами Нью-Йорка два погибших небоскрёба мелькают в кадре где-то на заднем плане, мимолётно. И в отражении «очков-глаз» они отражаются. Но тут уж решили не заморачиваться и не искать по фильму таких «блох».
Строительный кран вместо самолёта
Вторая часть «Человека-паука» в постановке Сэма Рэйми вышла через 2 года после первой (и через 3 — после крушения «башен»). И если судить по этому фильму, Америка ещё не успела прийти в себя после наглой террористической атаки, а массовая культура ещё не успела впитать в себя и как-то переработать, переосмыслить эту трагедию. По крайней мере, в фильме 2004-го года вы не найдёте каких-то намёков на 9/11, каких-то следов от тех событий. А вот в заключительной части «паучьей» трилогии следы такие есть!
«Человек-паук 3» на экраны выполз в 2007-м. И по нему видно, что Америка от шока отошла и переживает новый прилив патриотизма. Вместе с американцами перестал рефлексировать и главный герой — он теперь самоуверен, если не сказать «самовлюблён» (что, впрочем, показывается, как недостаток, который приводит к конфликту Питера Паркера с возлюбленной).
Восстановившаяся в американском народе вера в себя в «Человек-пауке 3» нашла и визуальное воплощение. В одной сцене Спайдермен во время своих попрыгушек над городскими улицами на короткое мгновение останавливается на фоне развивающегося американского флага. И это очень пафосный, «плакатный» кадр, каких не заметно было в американских фильмах с 80-х годов!
Сама же рукотворная катастрофа 11-го сентября тоже получила явное отражение в «Человеке-пауке 3». В одной из самых напряжённых и зрелищных сцен фильма строительный кран выходит из-под контроля и своей стрелой начинает крушить небоскрёб. То, как это снято, с какими деталями показано, очевиднейшим образом указывает на то, что киношники внимательно изучали документальные кадры, снятые в подвергнувшемся атаке Нью-Йорке.
Стрела башенного крана оставляет в стенах киношного небоскрёба точно такие же следы, какие оставались в «близнецах» после «самолётных» ударов. Точно так же летят над улицами киношного города деловые бумаги, которые вынесло сквозняком из офисов. Точно так же видны в зияющих «ранах» здания беззащитные фигурки перепуганных людей.
Масс-культура поглотила и переварила трагедию 9/11, как она делает со всеми историческими событиями. Отныне в кино и сериалах небоскрёбы крушат постоянно, гораздо чаще, чем до 11-го сентября 2001-го года. И показано это со сверхреалистичной достоверностью. Ну, просто потому, что теперь все знают, как выглядит попадание летающего тарана в высотное здание, как с огромной высоты падают люди, как происходит обрушение небоскрёбов. Создатели визуальных зрелищ попросту не могут игнорировать это всеобщее знание. А с другой стороны, специально вставляют такие сцены в свои произведения, чтобы прикоснуться к ране, оставшейся в подсознании далеко не одних только американцев.