Домашний компьютер пенсионера Евгения Николаевича был «пожилым». Но когда-то покупался за весьма приличные деньги, имел еще нормальное «железо» и исправно служил многие годы.
Правда в последнее время техника начала капризничать. Компьютер долго загружался и подтормаживал, обдумывая команды. Евгений Николаевич тоже размышлял, стоит ли покупать новый, но цены современных системных блоков как-то не сопоставлялись с его пенсией. Тем более, что в игры он не играл, пользовался, в основном, интернетом и почтой, иногда смотрел фильмы.
В один из дней пенсионер увидел наклеенное около подъезда объявление, с которого улыбалось лицо молодого человека. Объявление гласило: «Михаил, компьютерный мастер. Ваш компьютер будет работать как новый. Любой ремонт, установка программ, оптимизация работы».
И много чего еще про низкие цены, добросовестное отношение, гарантию и так далее.
На звонок ответил вежливый молодой человек. Выслушав описание неполадок компьютера, его характеристики и для чего он используется, голос уверенно заявил, что техника еще достойно послужит. Надо лишь проверить на вирусы, оптимизировать программы и компьютер будет «летать». Цена вопроса – не более четырех тысяч рублей.
В назначенный день явился человек, совсем не похожий на лицо с фотографии. Представился Семеном, а на закономерный вопрос Евгения Николаевича пояснил, что он коллега-напарник Михаила, который заболел. И он тоже занимается ремонтом компьютеров более десяти лет, в курсе проблемы и все исправит.
Евгений Николаевич, помня про достигнутые по телефону договоренности с Михаилом, проводил Семена в комнату с компьютером. Семен с деловым видом начал осмотр. "Так, мне какое-то время придется повозиться, компьютер старый и его надо основательно почистить, но... все поправимо", - сообщил он. "Обновим программы", – Семен назвал несколько названий, мало что говоривших пенсионеру. "Пыль надо убрать, может кулер заменим, а то свистит… антивирус хороший поставлю… вроде ничего серьезного", – продолжал говорить под нос Семен, развинчивая крышку.
Заказчик, весьма поверхностно разбиравшийся в компьютерах, решил не стоять над душой. Ладно, пусть делает. Будет немного подороже – заплачу, все равно лучше, чем новый покупать, думал он на кухне. Но Евгений Николаевич даже и предположить не мог, насколько дороже обойдется ремонт.
Через пару часов Семен продемонстрировал пенсионеру компьютер, который действительно работал быстрее. В окне появился ряд новых значков программ, браузера и антивируса. "Почистил от пыли, удалил вирусы, настроил, установил драйвера", - перечислял Семен. "Браузер новый поставил, кулер тоже, как говорил, поменял." И Семен положил перед Евгением Николаевичем акт выполненных работ на 26 900 рублей. Точнее, на 29 900 рублей, но эта сумма была зачеркнута и написано «со скидкой». "Да, скидочку вам сделал", - уточнил Семен, видя ошарашенного Евгения Николаевича.
В акте выполненных работ, помимо чистки от пыли за 4 000 руб., значились: настройка ОС за 3 000 руб., установка антивируса за 8 000 руб., установка десяти драйверов по 490 руб. за каждый, установка браузера, чистка реестра, работа с биосом и еще несколько пунктов, в совокупности тянувших на тридцать тысяч.
Надо сказать, что Евгений Николаевич был человек интеллигентный, но за кажущейся скромностью скрывался твердый характер. В молодости он занимался боксом.
- Я столько платить не буду, – прямо заявил он. - Мне была названа сумма четыре тысячи, проблему я озвучивал.
- Как не будете? Я два часа тут работал, – грозно вопросил Семен, пытаясь взять на испуг.
- Платить не буду, повторяю.
Семен, видя упорство пенсионера, начал трясти актом и убеждать, что проблем было гораздо больше, что он выполнил большую работу, что он предупреждал… "Лицензионный антивирус, дорогие детали", - расписывал он свои труды. Но заказчик, распаляясь, тоже стоял на своем.
- Я Закон «О защите прав потребителей» знаю! Там сказано, что вы должны мне заранее объявить полную цену! Ладно, если бы на пару тысяч дороже! А за такие деньги мне этот компьютер не нужен!
Семен, видя, что заказчик никак не поддается на уговоры, решил прибегнуть к другой хитрости. "Ладно, – заявил он, - снимаю и удаляю все, что поставил. Ищите другого мастера!" Втайне Семен предполагал, что этот ход сработает, как срабатывал уже не раз. Заказчик испугается, что компьютер вообще сломают и можно будет вытянуть с него если не все, то большую часть. Но сегодня Семе попался очень "вредный" клиент.
- Ничего снимать не дам! Хотите – в суд на меня подавайте, - заорал пенсионер. - Там разберемся! Я сейчас полицию вызову!
Этими словами заказчик предвосхитил следующий ход Семена, собиравшегося напугать его полицией, адвокатами и судом. "А на вид-то такой интеллигентный тихоня, сколько раз подобные платили и не жужжали", - внутренне сокрушался Семен.
Семен был вынужден взять паузу, якобы для звонка руководству и обсуждения возникшей ситуации. На самом деле, он обдумывал, на какой сумме сойтись с упрямым пенсионером.
- Я тут поговорил с директором… Готовы скинуть вам тридцать процентов за счет фирмы и разойтись по-хорошему.
- Шиш вам! Я и столько за ремонт не дам! Что хотите делайте, будем разбираться в суде. А сейчас я звоню в полицию и говорю, что у меня в доме мошенник, который деньги вымогает.
Объясняться с полицией в планы Семена не входило. Это еще сколько времени придется потерять. В их «компании» был поставлен план по дневной выручке – минимум 10 тысяч, которую должен принести любыми путями мастер, поэтому он решил еще поторговаться.
- Хорошо, я попробую еще увеличить скидку…
- Не надо мне никаких скидок! 7 тысяч и точка!
Они препирались еще около десяти минут, пока Семен окончательно не понял, что здесь «не светит». Угрозы не работали, а пенсионер стоял стеной, загораживая починенный компьютер.
- Ладно, давай 7 тысяч и разбежались, - злобно сказал мастер.
В конце концов, бэушный кулер, который он поставил заказчику взамен старого, но совершенно исправного, ничего не стоил. Как и программы, установленные на компьютер.
Хотел Сема со злости пнуть что-нибудь, уходя из квартиры, но что-то во взгляде пенсионера его остановило. Может, почувствовал, что пенсионер вполне еще способен дать сдачи.
Эта история закончилась так только благодаря твердости, проявленной заказчиком. К сожалению, часто конец у них другой – пожилые люди отдают-таки сумму, которую требуют наглецы. И такое происходит с ремонтами холодильников, кондиционеров, любой другой бытовой техники, а также электрики и сантехники в доме.
Помните, что полная цена ремонта, включая детали, должна быть не только оговорена мастером изначально, но и зафиксирована в договоре, квитанции, наряд-заказе до его выполнения. Закон РФ «О защите прав потребителей» и Правила бытового обслуживания населения гласят, что согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату должно также оформляться исполнителем в письменной форме.
Что же делать, если попытка такого развода все-таки происходит? Прежде всего – сохранять спокойствие и четко дать понять, что вы не поддаетесь на давление. Сообщите мастеру, что из-за сокрытия им информации о цене работ, вы не в состоянии оплачивать такую сумму, ее у вас нет и работы в таком объеме и по такой стоимости вам не нужны. Сообщите, что согласно статье 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг).
Ни в коем случае не подписывайте акт выполненных работ на требуемую обманщиком сумму. А если появляются угрозы - сразу звоните в полицию и сообщайте о том, что в отношении вас совершается вымогательство. Практика показывает, что в таком случае горе-мастера спешат ретироваться.
Поддержите наш канал подпиской и лайком! Наша задача – информировать больше людей, как избежать обмана на потребительском рынке и противодействовать недобросовестным дельцам.
Подробнее о Московском обществе защиты потребителей: www.mozp.org
Социально-значимый проект «ПРАВО БЕЗ ОПАСНОСТИ» реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.