Найти тему
972 подписчика

Ребенок не говорит в 1 год: норма или признак нарушения?

 Чтобы разобраться в ситуации, обратимся изначально к психофизиологической базе развития речи.

Чтобы разобраться в ситуации, обратимся изначально к психофизиологической базе развития речи.

Речевые центры в коре головного мозга (зоны Брока и Вернике) созревают к полноценному функционированию примерно к 3, а то и к 4 годам. Это не значит, что у
ребенка раньше речь не может проявляться. Может, конечно. Просто мозг готов полноценно (предложения, ─ как простые, так и посложнее) обслуживать речевую моторику именно к такому возрасту. А до этого речь фрагментарно себя тоже уже проявляет, развивается, постепенно увеличивается словарный запас малыша, жесты, являет себя невербальное общение, эмоциональный окрас речи становится разнообразнее.

Важно принять факт, что в силу индивидуальных особенностей (тип высшей нервной деятельности у детей разный бывает, ─ и такая специфика тоже может влиять) кто-то быстрее начинает говорить, потому что в целом быстрее усваивает новую информацию, перерабатывает ее, анализирует, синтезирует, осваивая ее, как опыт; а кто-то помедленнее все это делает.
И то и другое ─ часть нормы развития.

Учитывая возможные варианты нормы, какой признак даст маме и папе понять, что с речью малыша не все в порядке?

Норма развития речи малыша в 1 год

Для годовалого малыша нормой является около 10-15 простых слов ─ «дай», «на», «мама», «киса» и прочее. В основном это лепет, звукоподражание («мяу», «тук-тук», «бух», «би-би»...).

К 2 годам ожидается динамика (если смотреть по возрастной норме развития речи), и словарный запас ребенка в разы обогащается.

Если в годик, кроме лепета, мычания при указании на предметы, которые ребенок хочет получить, больше ничего нет, при этом моторика речи ─ без нарушений, неврология малыша ─ тоже без нарушений (подтверждено диагностикой специалиста), значит, ребенок просто пока не готов осилить задачу ─ его когнитивному функционалу нужно еще немного дозреть до запуска активной речи.

Как влияет поведение и воспитание на развитие речи?

Стоит учитывать поведенческий фактор, исследуя соответствие речи ребенка возрастному этапу.
Если нет потребности в реализации речи, если малыша понимают без слов, по наитию и реагируют на опережение (ткнул маленький пальчиком на полку с игрушками, и мама начинает перебирать, ─ «Эту или, может, вот эту тебе дать? Нет? Слоника дать? Машинку?», ─ и так будет перебирать, пока не угадает выбор ребенка без слов), то такое поведение родителей может невольно усугубить трудность.

Напротив, важно мотивировать речь ребенка, делая, например, вид, что мама его не понимает, не может угадать, на что малыш пальчиком тычет, нарочито неправильно называя его желание, когда он мычит и просит получить предмет.
Прям буквально можно говорить:
«Я не понимаю, тебе мишку или машинку нужно? Скажи, что ты хочешь? Что тебе дать? Скажи, как это называется? Это мячик, пирамидка, кубики? Назови…».

Полезное упражнение для развития речи в домашних условиях

Хорошо стимулируют процесс развития речи регулярные занятия с ребенком «пальчиковыми играми», потому что мелкая моторика (работа пальчиков малыша) активирует как раз лобную зону и, соответственно, речевые области, которые там локализованы.

Но если положительной динамики нет при всех стараниях, то можно принять помощь невролога по исследованию физиологических причин отсутствия речи и исключить/верифицировать ЗРР (задержку речевого развития), а также обратиться к психологу, чтобы исследовать возможные психологические предпосылки трудностей с речевым развитием и организовать для ребенка коррекционные занятия.