Найти в Дзене
Сергей Михеев

Привязаться к результатам выборов – это классика жанра

В Сербии проходил «мини-майдан». Его устроила оппозиция, недовольная результатами парламентских выборов, на которых набрала вдвое меньше голосов, чем правящая коалиция действующего президента Сербии Александра Вучича. Вышло несколько тысяч человек (по разным подсчетам, от 3000 до 4000). То есть протестующих было мало, но они были шумными, светили фонариками в телефонах и требовали всё, как при «майдане» по классическому сценарию. «Досрочные выборы! Нас обманули! У нас украли голоса! Мы не признаём, что проиграли выборы!» Ющенко кричал точно также в 2003 и 2004 годы на своем «оранжевом майдане». Были призывы сместить власть, призывы к голодовкам и ожидание, что коллективный Запад сейчас закричит о «нарушении прав и свобод в Сербии», будет угрожать новыми санкциями сербским властям и т.д. Полиция достаточно сдержанно реагировала на несанкционированные протесты. Некоторые аналитики говорят, что действующая сербская власть будет вынуждена пойти на уступки оппозиции и через нее коллективному Западу, потому что стоит перед выбором: Запад давит на нее, чтобы она присоединилась к антироссийским санкциям (уже одобрен очередной 12-й пакет санкций от Евросоюза) и чтобы сдала Косово. Такая нелегкая дилемма сейчас перед сербскими властями.

Сергей Михеев: Что касается «майданов», или «цветных революций», как их до этого называли, единственное ноу-хау Украины в том, что теперь их называют «майданами». Хотя это слово не славянское, а тюркское. Привязаться к результатам выборов – это классика жанра. Это одна из причин, почему сейчас на Украине отменили парламентские выборы и отменяют президентские (судя по всему). Классический подход: «Вы у нас украли победу, сфальсифицировали выборы, не так подсчитали. Вы должны всё пересчитать или провести выборы заново!» Но в Сербии уж больно большой разрыв. Когда разрыв до 10%, то еще можно качать права. А когда разрыв в два раза, тем более – в условиях современной Сербии, то поверить в фальсификацию выборов очень сложно. Там были международные наблюдатели, в том числе из Евросоюза. Но пока нет никаких сигналов из Брюсселя, что они выборы не признают. Довольно сложно взять и «нарисовать» такой огромный разрыв, да еще в современных условиях. Так что, судя по всему, они проиграли. Поэтому народу не так много – всего несколько тысяч. В своё время больше выводили на площади.

Но сам по себе сценарий «привязаться к результатам выборов» - это классика. Еще обычно заранее они говорят, что власть якобы фальсифицирует итоги выборов. Но так говорят, когда точно заранее знают, что проиграют, а когда проигрывают, начинают: «Вот, как мы и говорили – власть у нас эти выборы украла! Мы якобы проиграли, но на самом деле выиграли!» Вопрос только в том, сколько здесь правды, а сколько неправды. От этого зависит, смогут ли они вывести людей на улицы или нет. В данном случае они, скорее всего, проиграли, причем серьезно. Это первое.

Второе: Вучич вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов. Любители конспирологии считают, что уже давно весь силовой блок Сербии курируют чуть ли не британские спецслужбы. Я думаю, что тут масса переборов, как и всегда у людей с радикализированным сознанием. Но то, что Вучич ведет какие-то переговоры с ЕС и что обсуждаются некоторые компромиссы, это точно. Посмотрим, будет ли продолжение.

Полагаю, что, с одной стороны, оппозиция проиграла и откровенно прозападный курс сербским обществом не поддерживается; но, с другой стороны, Вучич маневрирует, и есть признаки тайных совещаний и согласований. Что касается Косово, считаю, что пойти на полную сдачу всех претензий по Косово для него будет самоубийством. Что было бы выгодно для Европы и Америки? Абсолютно деморализовать сербское общество. Для этого можно толкнуть Вучича на «самоубийство». «Он достаточно харизматичный лидер. Давайте его «самоубьем» через сдачу Косово». После этого последует его политическое самоубийство и его политической партии вместе с ним, а одновременно – полная деморализация патриотической общественности в Сербии. А дальше ставь любую марионетку и управляй ей, как хочешь. Управление через саморазрушение – тоже «классика жанра» для Запада.

Думаю, что Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет, хотя сербы уже давно сдали всё, что только можно, к сожалению.

У сербских властей дилемма: с одной стороны, Сербия хочет в Евросоюз. Ей деваться некуда – она зажата в Евросоюзе. С другой стороны, сильны пророссийские настроения. С третьей – особняком стоит косовская проблема. Я читал мнение, что, проведя парламентские выборы, Вучич взял таймаут по решению косовского вопроса.

Сергей Михеев: И он будет смотреть, как продолжит развиваться ситуация между Россией и Украиной. Очевидно, что началом СВО Вучич был сильно разочарован. Еще до этого отменились проекты по прокладке газопроводов через Сербию, на что сербы сильно надеялись. Они думали, что эти газопроводы дадут им высокую степень самостоятельности и доходы, что позволит занимать более жесткую позицию в переговорах с Европой. Но ничего этого не случилось. Вучич был серьезно расстроен и пошел на некие компромиссы. Он посмотрит, как будет развиваться ситуация, потому что она выглядит меняющейся. В случае с Сербией – это классическая дилемма, которую Запад предлагает всем (и нам предлагал): «Откажитесь от всего, что является национальным самосознанием, в обмен на деньги». Они говорят сербам: «Вам надо отказаться от Косово как исторической родины сербской государственности, отказаться от отношений с Россией, присоединиться к санкциям в отношении России, отказаться от любых претензий на какую-то особость (от традиционных ценностей, от православного христианства) в обмен на то, что мы берем вас в свою комфортную семью европейских народов и допускаем вас к кормушке».

Говорят: «Ведь можно было бы с ними как-то»… Можно было бы с ними как-то, если бы они не требовали национального самоубийства. А они его требуют: «Вы должны быть, как мы, выполнять все наши условия, и тогда мы вам дадим немного денег». Чтобы они дали немного денег, надо выполнить много условий, и все это растягивается на много лет. Такая приманка в виде Европы, и вы для этого должны пожертвовать всем, что для вас ценно, дорого, а дальше пускайте к себе мигрантов, принимайте законы по ЛГБТ и т.д. Когда говорят: «Не преувеличивайте! Какая там идет борьба добра и зла?» - напрямую идет! Вам предлагают продать душу и мать родную за деньги! Хотя чем дальше, тем больше Европа может надорваться, потому что вся ее привлекательность на наших глазах сходит, как старая краска.