Найти тему

Юнона и Авось, Рождественская и Садо, Трофимов и Смеян, Рыбников

Комментарий к статье: "Эту песню могла исполнить только одна советская певица, настолько она сложная", в Дзене.

Меня нечасто заносит в обсуждение музыки, но тут не удержался.

Для начала откройте ссылку на исходный Блог, а внутри него - послушайте ролик с Ютуб с "Юноной".
Что бы понять, что именно обсуждается.

Ошибка блогера, пишущего на тему рок-Опер Рыбникова в том, что она (судя по всему) живьём в Ленкоме этот спектакль не смотрела.

А почерпнула сведения из Ютуба.
И Википедии.

Так как я "Юнону" в Ленкоме смотрел явно больше десятка раз (не завидуйте), в период с 1984 по 2012гг - то видел/слышал всевозможные составы и варианты.
Плюс неплохо следил за рок музыкой в 80-е.

То хочу вставить свои пять копеек.

1. В Ленкоме никогда (по крайней мере при Захарове, как при Варшавере - не знаю) фонограммами на музыкальных спектаклях не пользовались.

Ещё с конца 1970-х, когда была поставлена первая рок-опера Рыбникова "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" (советский ответ буржуйской "Иисус Христос - суперзвезда") - аккомпанировал вживую ансамбль "Рок Ателье".

А во втором отделении спектакля так под потолком сцены появлялся и церковный хор, певший так же всегда вживую.

Музыканты были на виду (оркестровой ямы в Ленкоме нет), куча инструментов и синтезаторов размещались на крыльях сцены по бокам.

Вокальные партии так же исполняли музыканты Рок Ателье (они все были певучие и с хорошим диапазоном).
Изначально в 70-е и с середины 90-х в качестве аккомпанимента значился "Аракс" - но базовые музыканты оставались те же.
Рудницкий, Шахназаров, Садо.

За партии в нижнем регистре отвечал Павел Смеян (и он был известен публике и вне Ленкома, как певец).
А вот в верхнем регистре и женские партии отвечал Александр Садо (к сожалению, неизвестный большинству вне Ленкома).
Кастратом он явно не был, так как внизу у него явно мужские ноты имелись (просто у Смеяна они были "мясистее").

И партию Богоматери (с уникальным ми-бемоль третьей октавы) исполнял в театре именно он.
Честно.
Вживую.
На самых верхах, может и с фальцетными приёмами немного.
Но без компьютерной обработки (в 1984г их ещё не было на должном уровне).
Я специально следил за Садо, когда начинались женские партии (ибо вопрос: а кто же это так может? - был всегда).

Ибо в программке указывались актёры на сцене и состав РокАтелье/Аракс (но без указания, кто именно из музыкантов исполняет какие партии).

2. Жанна Рождественская безусловно великая и оставшаяся в тени певица. Спору нет.
Но к Ленкому отношения не имеющая.
Возможно, её фонограмму использовали в других театрах и антрепризах (сейчас их колесит по стране немеряно), где возможностей привлечь солистов уровня Садо нет.

3. Возможно, каша в голове возникает от того, что всегда было два варианта фонограммы рок-опер Рыбникова.

Один массово знали все.
Это записи на пластинках Мелодия.

Второй вариант можно было услышать только в Ленкоме.

И изначально они по музыкантам на записи частично пересекались для "Звезды" и вообще не пересекались для "Юноны".

На пластинках женские партии исполняла Рождественская, а мужские топововые Геннадий Трофимов (1948г), по сути - бас профундо.

В Ленкоме на сцену он выходил периодически, меняя Смеяна.

4. Но иногда в Ленкоме на "Юноне" происходили чудеса.
То ли юбилейный спектакль, то ли "так стали звезды".
Когда пели приглашённые звезды.

Возможно, блогер услышала/увидела запись Ленкома, когда туда забрела Рождественская.

Сам я раз нарвался на "Юнону", где на сцене было одновременно было три вокалиста в нижнем регистре:
Трофимов, Смеян и Наумкин.
Было невероятно круто.

Садо сейчас 69лет.
Трофимову 75.
Оба продолжают петь в Ленкоме.

5. Рыбников известен всем как автор музыки Рок Опер, а так же множества песен (в основном для кино).

В его биографии вскользь упоминается, что всегда, ещё с советских времен он занимается и духовной музыкой.

Так вот.
Рок Оперы и музыка для него всегда были на втором плане.
Как расширить творческий диапазон, ну и денег на жизнь заработать.

А истинное удовольствие он получал от духовной музыки (в служении Богу).

Как то раз в Кроншдате, в Морском соборе я попал на службу, где как раз исполнялись произведения Рыбникова.

И воочию убедился, то кроме традиционных церковных распевов "мохнатого века" существуют и современные.
Очень современные.
Но не менее духовные.

Мне повезло, служба шла долго.
Слушал я Рыбникова почти час.
С хорошими церковными исполнителями.

Незабываемо.

У меня был отчёт с фото, где я описывал это посещение Морского Собора.

Как найду в своём Архиве - повторно размещу.