Последний год со страниц средств массовой информации всего мира не сходят сообщения об очередном витке торгового противостояния между США и Китаем, об американских санкциях против китайских высокотехнологических компаний и о возможном обострении ситуации вокруг Тайваня. Может сложиться впечатление, что экономические отношения между двумя странами на грани заморозки. Но нет: отношения между этими двумя странами столь сложны и противоречивы, что на практике они развиваются порой в прямо противоположном направлении тому, что декларируется в прессе.
Это не в последнюю очередь связано с тем, что значительная часть американских предприятий принадлежит китайцам. Счёт идёт на тысячи. Причём некоторые из них — принципиальные в своих отраслях. А некоторые из них известны всему миру как символы американских экономических достижений. Примечательно, что такие предприятия встречаются и в наиболее технологичных сферах деятельности: электронике, IT и электротехнике.
Одним из символов американской промышленности является знаменитая корпорация General Electric (GE, Дженерал Электрик), основанная ещё в 19 веке изобретателем Томасом Эдисоном. В 2016 году американская компания продала своё подразделение по производству бытовой техники GE Appliances китайскому конгломерату Haier, специализирующемся на производстве товаров для дома. В данном случае речь не шла о продаже всей компнии целиком: производство турбин, авиадвигателей, энергетических установок и много чего другого GE оставила за собой.
Но широкий круг потребителей в мире знал американскую компанию прежде всего по их холодильникам, кондиционерам и стиральным машинам. Теперь за популярным логотипом GE на бытовой технике стоят китайские товарищи. Техника выпускается по всему миру, в том числе в самих США. Многим рядовым американцам было непросто смириться, что один из их общеизвестных символов перешёл в китайские руки.
Когда речь заходит об электронике и вычислительной технике, три буквы IBM (International Business Machines Corporation, Ай-Би-Эм), пожалуй приходят на ум прежде всего. Основанная ещё в 19 веке, компания приобрела широчайшую известность в начале эпохи вычислительной техники: первый большой компьютер на электронных лампах в 1952 году, первая ЭВМ на транзисторах в 1959 году, один из первых персональных компьютеров IBM PC в 1981 году. Но в итоге дело пришло к тому, что в 2005 году компания IBM Personal Systems Group, подразделение персональных компьютеров компании IBM, было продано китайской компании Lenovo.
Не в последнюю очередь именно это приобретение позволило Lenovo стать многолетним лидером в мировом производстве персональных компьютеров, в том числе ноутбуков. Так что ноутбук Lenovo ThinkPad пришёл на смену знаменитому в прошлом IBM ThinkPad. В 2014 году Lenovo также приобрела у IBM бизнес по производству серверов на процессорной архитектуре x86. Надо отметить, что IBM и в наше время остаётся передовой компанией в области программного обеспечения и облачных услуг. К примеру, японская компания Rapidus строит в Японии фабрику по производству передовых 2 нанометровых чипов, технология производства которых разработана именно IBM. Но опять же, как и в случае с General Electric, широкие народные массы знали IBM прежде всего по их логотипу на компьютерах. И хотя ноутбуки ThinkPad продолжают производиться на территории США, теперь это происходит под логотипом китайской Lenovo.
Ещё одно, пожалуй не менее громкое имя в мировой электронике: Motorola. Были времена, когда этот производитель мобильных телефонов «наступал на пятки» лидеру 90-х финской Nokia. Времена эти, впрочем, давно канули в лету для обеих компаний. В 2014 году телекоммуникацмонный гигант продал своё подразделение Motorola Mobility всё той же китайской Lenovo. Так что теперь мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, телевизионные приставки cо знаменитым логотипом в виде буквы «М» всё так же производятся и продаются по всему миру, но уже китайцами.
Правда, всё чаще можно встретить эту продукцию под маркой Moto. Дискуссии в Lenovo о том, какую роль в будущем должна будет играть традиционная марка Motorola, всё ещё продолжаются. В период расцвета телефоны Motorola производились в США, на гигантском производственном комплексе в Техасе. Но сейчас акцент сделан на производстве в Китае. Хотя Motorola Mobility по-прежнему является американской компанией со штаб-квартирой в США. При этом гаджеты этой марки в тех же США являются достаточно популярными.
Видеоигры занимают заметное место в современной IT-индустрии развлечений. Одно из самых известных имён в этой области — калифорнийский разработчик Riot Games. Многотысячный коллектив программистов трудится в десятках подразделений по всему миру. Свою известность этот разработчик снискал прежде всего благодаря мегапопулярной видеоигре League of Legends. В течение 2011-2015 годов китайский интернет-гигант Tencent полностью выкупил Riot Games. Кроме этого, Tencent владеет значительными долями целого ряда других компаний из этой индустрии, таких как Activision-Blizzard и Epic Games.
Это только несколько ярких примеров китайского присутствия на американском высокотехнологическом рынке. При этом некоторые случаи попросту вызывают удивление. General Electric изначально планировала продать свой бизнес по производству бытовой техники шведскому производителю Electrolux AB. Однако американские власти заблокировали сделку по антимонопольным основаниям. И в итоге дали добро на сделку с китайцами. Так что китайцы наступают. Символом этого можно считать, пожалуй, самый знаменитый американский отель Уолдорф Астория (Waldorf Astoria), с 2014 года принадлежащий китайской Anabang Insurance Group. Излюбленный отель нескольких поколений американской элиты, расположенный в самом центре нью-йоркского Манхэттена, наглядно демонстрирует значение Китая в современных США.