Найти в Дзене
Skills Up School

Язык, на котором разговаривают 3D-художники

Посовещались с кураторами Skills Up School и составили мини-словарь терминов из сферы 3D-графики – для тех, кто только знакомится с миром 3D и в растерянности смотрит на новые незнакомые слова.

Обещаем: на самом деле, все не так сложно, а разобраться с 3D может каждый – нужно только чуть-чуть любознательности и желание изучить новое. Приходите делать первые шаги в мир 3D-графики на экспресс-курс 3D-графика в Skills Up School – это лучший способ попробовать направление.

Моделинг – процесс создания 3D-модели.

Скульптинг – тоже процесс создания 3D-модели, но со своими особенностями: если термин «моделинг» используется в основном для твердотельных объектов (техника, оружие, архитектура и т.д.), то скульптинг – это трехмерная «лепка» (да-да, прямо как из глины или пластилина) органических объектов.

Отличие моделинга от скульптинга
Отличие моделинга от скульптинга

Полигональная сетка (mesh) – совокупность вершин, ребер и граней, которая определяет форму объекта. Полигоны в данном контексте – это плоскости, четырехугольники или треугольники, которые связаны друг с другом и образуют модель. Самый простой аналог, который встречался каждому художнику – обрубовка. Можно сказать, что это – низкополигональная (lowpoly) модель.

Так выглядит полигональная сетка
Так выглядит полигональная сетка

Кстати, про модели.

Low-poly модель – низкополигональная модель, имеющая не очень большой полигонаж и развертку и необходимая для того, чтобы на нее запекали информацию с высокополигональной модели.

Именно lowpoly-модели вы видите в играх.

Lowpoly-модель
Lowpoly-модель

High-poly модель – высокополигональная модель, имеющая большой полигонаж (от 100 тыс полигонов). Используется, как правило, для того, чтобы именно с нее всю детализацию переносили в текстуры путем запекания. Все детали тут объемные.

Highpoly-модели используются для печати.

Highpoly-модель
Highpoly-модель

Mid-poly модель – модель, которая не требует запекания. Обычно на ней уже присутствует некоторая детализация в полигонах, например, фаски. Текстуры mid-poly модели накладывают из готовых баз с материалами или рисуют вручную, развертки делают именно под такие текстуры, так что они могут сильно отличаться от тех, что делаются для low-poly и под запекание.

Такие модели не так часто используются в играх, но все же встречаются. Еще их используют для визуализации интерьеров, создания 3D-иллюстраций, моушн-дизайна.

Mid-poly модель
Mid-poly модель

К количеству полигонов эта терминология не сильно привязана – она привязана к процессу создания самой модели.

Вес модели считается в разных единицах: в треугольниках – tris, полигонах – polys, четырехугольниках – quads, вершинах – verts.

Топология – то, как именно полигоны формируют модель. Существуют правила, по которым создается сетка: в основном они работают для того, чтобы в дальнейшем модель можно было анимировать. Если вы используете 3D только для того, чтобы на ее основе сделать 2D-картинку (создать 3D-болванки для грамотной работы с композицией, светом и тенью и т.д. и затем отрисовать в 2D), то «правильной» топологией можно пренебречь (и вальсировать). Но если вы делаете модель для игры, то это очень важный пункт.

Представим ситуацию: вы создали высокополигональную крутую модель. Но для игры нужна моделька с меньшим количеством полигонов, потому что чем больше полигонов, тем больше данных нужно обработать компьютеру. Что делать? Делать ретопологию.

Ретопология
Ретопология

Ретопология – процесс, когда на основе высокополигональной модели создается низкополигональная модель. Чтобы сохранить все детали, которые есть у highpoly модели, и применить их к lowpoly модели, используется еще один хитрый трюк – запекание.

Запекание – процесс рендеринга деталей высокополигональной модели в разные текстуры. Затем на основе этих текстур создаются материалы. Таким образом, низкополигональная модель выглядит, как высокополигональная, но при этом остается «легкой».

Запекание
Запекание

UV-map – «выкройка» вашей 3D-модели, UV-развертка – процесс, при котором 3D-координаты переносятся на 2D-плоскость.

Развертка нужна для правильной работы с текстурами: например, на «выкройке» для гоночной машины нарисованы языки пламени и логотипы спонсоров, и они должны расположиться правильно на готовой 3D-модели.

UV-развертка
UV-развертка

Текстура изображение, которое накладывается поверх 3D-модели для того, чтобы придать ей определенный цвет, фактуру, объем (точнее, иллюзию объема).

Handpainted-текстуры – текстуры, нарисованные вручную. Добавляют очень интересный художественный вид модели.

Этот вид текстурирования может сочетаться с процессом запекания, а также и отдельно: тогда текстуры сразу рисуются по lowpoly или midpoly-модели. Как правило, вся детализация в этом методе рисуется руками. Иногда в этом методе прорисовывают освещение, и тогда такую модель сложно отличить от рисунка или концепта.

Handpainted-текстуры
Handpainted-текстуры

Рендеринг – процесс визуализации, в ходе которого получается 2D-изображение или видео, созданное на основе модели. Когда вы смотрите на портфолио 3D-художника на ArtStation, вы видите именно отрендеренные модели.

PBR (Physically-Based Rendering) – физически обоснованный рендеринг, при котором принимаются в расчет физические свойства объектов. PBR-текстуры создаются в таких программах, как Substance.

Рендеринг
Рендеринг

Вообще технических терминов в 3D очень много, в статье перечислены основные. Если вы хотите углубленно изучать 3D-графику и освоить профессию 3D Artist, рекомендуем курс Профессия 3D-художник.

На курсе вы научитесь создавать крутые 3D-модели для игр и оформите сильное портфолио, а в конце обучения отработаете полученные навыки на реальных задачах игровых студий.