За последние 20 лет Китай практически с нуля развил свой автопром. В 2023 году эта страна — один из мировых лидеров в производстве электрических автомобилей. Из ниоткуда появились десятки новых марок.
Китайские электромобили начали свою экспансию и уже уверенно чувствуют себя на международном рынке. Откуда они взялись в стране, которая еще 40 лет назад в основном производила велосипеды? И чего ожидать от китайских электрокаров?
Русская речь на шанхайской «Автомеханике»
Последние тренды в автопроме можно отследить на крупной международной выставке «Автомеханика». Главная выставка Восточной Азии проходит каждую осень в Шанхае. В ноябре 2023 года она разместилась на территории 12 огромных павильонов, в каждом из которых представлены сотни и сотни стендов. На выставке были китайцы со всех регионов, среди посетителей — много иностранцев. Выставка масштабная, на осмотр двух-трех павильонов уходит целый день.
Из иностранцев на шанхайской «Автомеханике» больше всего русских, еще много индусов и арабов. Везде слышна русская речь. Даже когда китайцы общаются между собой, в разговоре нет-нет да и услышишь слово «Россия». В самой России сейчас из-за санкций сложно купить новую западную иномарку. И конечно сложно купить к ней запчасти. Поэтому выставка в Китае вызвала большой интерес со стороны российских компаний.
Китайские авто Voyah начали продавать в Беларуси 4 месяца назад. Бренд вышел в лидеры в нише электромобилей — из салона на дороги уехало 154 машины.
Вообще несмотря на огромный масштаб китайской индустрии, оказалось, что в Китае всего несколько городов, специализируются на автозапчастях. Например, большую часть кузовных деталей для автомобилей делают в небольшом городе Чанчжоу провинции Цзянсу. А фары и освещение — это город Даньян в той же же провинции.
Главная цель большинства посетителей выставки — найти новых поставщиков. И все хотят работать с фабрикой напрямую, без помощи посредников. Но посредники, то есть торговые компании, тоже не дремлют. Почти всегда они будут клясться что они и есть производители. Чтобы убедить покупателя, они готовы показать любые фото и видео с производства. Но практика показывает, что работа через торговых посредников тоже имеет смысл. Они более гибкие, у них связи по всей стране, и они готовы браться даже за небольшие заказы.
Большая часть запчастей на выставке предназначена для западных машин: BMW, Ford, Audi и т.д. В основном это, конечно, аналоги. Запчастей для китайских машин, особенно электрокаров, сильно меньше, на выставке они вообще плохо представлены, их нужно долго искать. Запчасти для некоторых новых моделей, например Lixiang L9, вообще есть только оригинальные, их можно купить только у официального производителя.
Как местных пересаживают на электромобили
Ну ладно выставка — там всё-таки ориентация на иностранных покупателей. А какая в самом Китае ситуация с электрокарами? Уже на дорогах Шанхая видны различия. Сейчас в Китае машины двух видов: с синими и зелеными номерами. Синие это обычные автомобили. Зеленые это гибриды и электрокары. Гибриды в Китае не жалуют. С одной стороны, они более универсальны. С другой стороны, у них нет мощности обычных автомобилей, а батарея очень слабая, далеко не уедешь.
Поэтому китайцы берут электрокары. Любопытно как в Шанхае власти поощряют «зеленый поворот» среди автомобилистов. Конечно они не могут заставить жителей силой перейти на электрический транспорт. Поэтому городские власти используют косвенные методы. Например, в Шанхае купить машину не проблема. Гораздо сложнее получить на нее номера. По словам местных водителей, чтобы получить синий номерной знак на обычную машину, нужно участвовать в лотерее. Шансы выигрыша в ней один к пяти, то есть можно годами участвовать, но право на номер так и не получить. Даже если вам повезет и вы вытянете заветный номер, за него придется заплатить вплоть до 200 тысяч юаней! Для сравнения, зеленый номер для электромобиля дают чуть ли не по требованию, и он стоит в четыре раза дешевле — не больше 50 тысяч юаней. Поэтому многие автовладельцы не заморачиваются и сразу берут электрические машины.
В Беларуси лидером продаж уже долгое время является Geely. В октябре, на него пришлось 68% всех продаж на рынке.
Переход на электромобили — это сознательная политика китайского правительства. Как-то раз в 2016 году я был в городе Тайюань, столице провинции Шаньси. Это угольная провинция с сильным уровнем загрязнения воздуха. Но уже тогда все такси в городе были электрическими. Так китайцы боролись с загрязнением, создавали рынок для своих производителей электромобилей, и давали им время набрать опыт в их производстве и эксплуатации.
Сейчас в Китае очень много марок электромобилей. Многие из них пока малоизвестны даже на китайском рынке. У богатых китайцев по-прежнему любимый электрокар — это конечно Тесла, в идеале в дорогой американской сборке. Тут ситуация похожа на рынок смартфонов. Несмотря на то что китайцы сейчас выпускают хорошие телефоны, самый популярный бренд это все равно айфон, признак статуса. Но ситуация постепенно меняется. Тот же Хуавэй активно набирает обороты. И уже кстати выпустил свой собственный электрокар Luxeed с операционной системой Harmony OS.
Итак, какие основные электромобили сейчас есть в Китае? Можно навскидку назвать самые основные: BYD, Zeekr, Aito, Leapmotor, Lixiang, Lanhai, Xpeng, Geely, Geometry, Nio, Roewe, и тд. Появляются новые бренды и плоды неожиданного сотрудничества, например тот же хуавэй-мобиль. Откуда они все внезапно взялись? Китайское правительство много лет поддерживало производство электрокаров. По сути их производители зарабатывали основные деньги не от продажи своей продукции, а от субсидий государства. Так в Китае появилось много своих электромобилей. В начале 2023 года часть субсидий убрали, чтобы в конкурентной борьбе победил сильнейший. Часть производителей сразу пошли на дно. Можно почитать в интернете как некоторые компании выставляют свои новенькие машины гнить в чистое поле, потому что не могут их продать. Но есть и мощные компании, которые уже начали экспансию на внешние рынки.
FAW Bestune, который появился на рынке в апреле, продал 129 авто.Jetour с августа продал 105 машин.Марка Aeolus, которая пришла к нам в октябре, продала за первый месяц 50 машин.
Все китайские электромобили стильно выглядят и стоят от 150 тысяч до 600 тысяч юаней. Бэушных электрокаров сейчас в Китае немного. На авторынках в основном представлены обычные автомобили. В белорусских условиях электромобили могут неплохо себя показать. Если решить проблему с точками подзарядки, дешевое электричество сделает их хорошей альтернативой обычным машинам. Тем более, что в Беларуси намечен курс на развитие собственной дешевой атомной энергии.
Кто в топ-3 электромобилей
Решил узнать, что к чему у самых опытных экспертов по электрокарам в Шанхае — у водителей такси. Большинство из них ездит на электромобилях марки Roewe. В целом машиной они довольны. Электрокары ездят тихо, двигатель у них не такой мощный, но для городских условий этого хватает. Некоторые водители за годы уже успели намотать на электрокарах по 200-300 тысяч км пробега. Таксисты говорят что особых поломок нет, а электрическая батарея полностью заряжается за два часа. В день они наматывают по 400 км. За бензин они бы тратили по 200 юаней в день, но на электрокаре уходит всего по 50 юаней. Экономия в четыре раза! Главный минус — это если батарея выйдет из строя. Починка или замена стоят дорого.
В России сейчас популярен автомобиль Zeekr. Но по словам Бофана, бизнесмена из Хэбэя, Zeekr это так себе машина. Он новый, необкатанный, и от него можно ждать неприятных сюрпризов. Популярный в России Lixiang тоже не самый лучший электромобиль — производитель, по сути, занимается только сборкой, а запчасти закупает по всей стране. Он не может быстро устранить инженерные недостатки. По словам Бофана, главный китайский электрокар — это BYD. У них самый большой опыт в производстве, поэтому машины хорошо ездят и их легко обслуживать. На вопрос, что лучше — Tesla или китайские электрокары, он ответил, что, конечно же, китайские машины. Это потому что для зарядки Теслы нужны специальные фирменные заряжатели, а вот китайские машины универсальны и могут заряжаться практически везде.
По мнению Бофана, топ-3 китайских электромобилей сейчас выглядит так: BYD Seal, Luxeed S7 и Geely Geometry C.
С 2022 года западные автомобильные компании, чтобы досадить России, решили выстрелить себе в ногу: они поддержали санкции и гордо ушли с российского рынка. Теперь там сложно не только достать западную иномарку, но и просто купить запчасти к ней. При всем этом Россия — автомобильная страна с огромным спросом на машины и комплектующие. Теперь на российский рынок придут китайские электромобили. Если они переживут несколько холодных зим и успешно пройдут свои первые техосмотры, китайский автопром захватит российский рынок. Когда через несколько лет западные компании попытаются вернуться, им придется бороться за уже освоенный конкурентами рынок.
Автор: Никита Савков