В медитации випассана вы можете обнаружить, что мышление имеет две формы. Одна форма – это визуальные образы, которые возникают как некий сюжет или «ментальное кино». Вторая форма мышления – это внутренний текст, «аудиодорожка»: отдельные слова, предложения или целые диалоги, которые мы проговариваем внутри себя. Мы непрерывно чередуем и комбинируем эти формы мышления, создавая очень объемные и захватывающие истории, как бы гипнотизируя себя ими.
На пути освобождения осознавание этих форм мышления является важным аспектом практики. Осознавание ума включено в одно из четырех оснований осознанности, о которых мы писали ранее.
Среди практикующих випассану бывает так, что некоторые осознают образы, но не замечают внутренний диалог. Другие же замечают внутренний диалог, но не осознают образы. Чтобы понять, что такое мышление, нужно научиться находить оба его аспекта, что развивается в регулярной практике медитации.
Обратите внимание, если вы направите свой взгляд на какой-либо объект, то умом автоматически включится его описание. Начнут возникать различные ассоциации и истории, связанные с этим объектом, описание контекста, рассуждения почему вы на него смотрите и так далее.
Когда мы видим как работает мышление, мы можем отделить его от ощущений тела. Например, возникло волнение. Вы можете его заметить и назвать: «волнение». Но из чего оно состоит? Часто это ощущения в области груди, «вибрации». И когда вы наблюдаете за этими ощущениями в теле, ум начинает их описывать: на что ощущения похожи, с чем связаны и дает определение – это волнение. Далее может быть следующее: «Если волнение продолжится, у меня случится сердечный приступ». Затем возникает образ как это с вами уже происходит. Мысленный образ воздействует на ощущения в теле, изменяя и усиливая их. Чем сильнее становятся ощущения в теле, тем более захватывающими оказываются образы и слова в уме, и чем ярче образы и слова, тем сильнее ощущения в теле. Мы попадаем в круговорот ощущений и мышления в которых можем проводить часы, дни, недели и годы своей жизни.
Чтобы выйти из этого круговорота, достаточно поймать один из элементов. К примеру, вы осознаете ощущение в теле и начинаете замечать описание этого ощущения. Даже если вы попробуете остановить процесс описания, он все равно продолжится. В этом проявляется природа ума. Продолжайте наблюдать изменения в настоящем моменте, обращая внимание на самый заметный элемент: ощущения в теле, внутренний диалог, ментальные изображения и так далее. Таким образом вы учитесь видеть как формируются эмоции, которые мы принимаем за реальность. Как только вы разделите эмоцию на ментальные изображения, внутренний диалог и ощущения в теле, вы увидите из чего состоит эмоция и как существует. И только вам решать что делать дальше – вы получаете свободу выбора.
Точно так же формируется иллюзия самости, непрерывности существования «я». Того самого «я», которое наблюдает «из середины» за всеми ощущениями. Оно тоже растворяется под внимательным взглядом. Мы освобождаемся от страдания. Освобождение – не равно избавлению. Волнение становится просто ощущением в теле, просто мысленным образом, просто внутренними словами. Вы остаетесь собой и даже становитесь собой больше, чем были до этого.
Текст статьи записан во время одной из онлайн-встреч в канале @MeditationVipassana — посты, видео, ответы на вопросы и совместные практики медитации випассана с буддийским монахом по-русски