17,4K подписчиков

Немного солнца в холодной Москве. "Безумные влюбленные" в Театре на Трубной

720 прочитали

Перед Новым годом я успела увидеть еще одну премьеру. В середине декабря в Москве мела метель, а в Театре на Трубной пели птицы, цвели апельсины и стояла жара от испанских страстей. Речь о спектакле "Безумные влюблённые" по пьесе Лопе де Веги "Изобретательная влюблённая".

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

Зрительный зал рассекает помост в духе европейского площадного театра. Декорация и костюмы переносят нас на 400 лет назад, во времена Лопе. Место действия обозначается табличками - их содержание герои дублируют вслух. Точно так же представляют и персонажей.

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

Стилизация имеет свою прелесть. Нас оставляют наедине с артистами и текстом драматурга. Зал живо реагирует на звонкие строки Лопе де Веги в новом, очень бойком переводе Юрия Полынина. Особенно радостно, что стиху уделяется самое почтительное, самое пристальное внимание: не всякий раз видишь, как зритель искренне хохочет от того, что у де Веги смешной текст.

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

История построена на комической путанице. Юные соседи – Люсиндо и Фениса – никак не могут соединиться: им мешают собственные родители, бывшая любовница Люсиндо – коварная Херарда, поклонники Херарды, да, кажется, и весь Мадрид. Ну а а стороне влюбленных – лишь пронырливый слуга Эрнандо, хитроумие пылкой Фенисы да любовь, которая в итоге открывает все двери и преодолевает все препятствия.

За происходящим то иронично, то сочувственно наблюдают три музыканта – отличная находка спектакля. Фонограмма придала бы происходящему оттенок бутафории, но живая музыка органично вписывается и довершает стилизацию под Ренессанс. На неё же работают и декорации, точнее, их лаконичность (сценограф – Анастасия Глебова): портал, увенчанный балкончиком – вечным пристанищем ренессансных влюбленных; небольшой фонтанчик, мирное журчание которого создает дополнительный аккомпанемент истории – да спиральная конструкция из ветвей апельсинового дерева, которая, опускаясь на сцену, символично закручивает влюбленных в садовый лабиринт и в водоворот их собственной страсти.

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

Спектакль очень "актёрский". Режиссёры Максим Иванов и Марина Ведяскина деликатно отступают на второй план, выводя вперёд артистов. Исполнители работают ярко, азартно, но не нарушая ансамблевости не впадая в пошлость. Все трюки и гэги, которыми изобилует комедия, построены в первую очередь на парадоксальных сюжетных поворотах и на контрасте высокого и низкого, патетического и смешного. Старик Бернардо (искрометный Александр Мохов) засыпает прямо посреди жаркого любовного объяснения.

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

Слуга Эрнандо (Денис Рекало) изображает прекрасную даму, а Люсиндо, с комической пылкостью объясняющийся "даме" в любви, внезапно по-хозяйски поправляет на ней сползший парик. Очень обаятельны ревнивая Херарда (Татьяна Циренина) и взбалмошная Белиса (Елена Анисимова).

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

Я сказала "актёрский", но можно назвать спектакль и "зрительским" – он лёгкий, репризный и, надо заметить, весьма нарядный – со всеми милыми зрительскому сердцу кружевами и позолотой, блёстками и перьями. Может быть, иногда и хотелось бы большего аскетизма и большей условности – откровенная театральность постановки располагает к этому, но художник Андрей Климов идёт по пути реконструкции; что же, в конце концов, именно такие костюмы были привычны зрителю XVII века.

Но за театральными блёстками и позолотой не теряется то, на чём стояла любая классическая комедия, и особенно – комедия Возрождения: непосредственность, обаяние и живое чувство молодых влюблённых.

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

Выбор Анастасии Акатовой на роль Фенисы не лобовой – сперва она кажется пацанкой, полуребёнком. В любви эта мадридская хулиганка взрослеет и становится прелестно-женственной.

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

Люсиндо же в исполнении Сухраба Хайлобекова – настоящий классический герой плаща и шпаги, темпераментный и статный. И от их сценического дуэта исходит такая неподдельная энергия любви и молодости, что волей-неволей и сам заряжаешься ею. И на два часа оказываешься в мире, где всё хорошо уже потому, что есть мужчина, есть женщина, между ними есть любовь, а значит – жизнь будет продолжаться!

Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров
Сцена из спектакля. Фотограф: Пётр Захаров

©Ольга Гурфова, 2024.