Найти тему

Книги о музыке — классической и не только

Оглавление

Когда появились композиторы? Можно ли сыграть концерт Баха ровно так, как он его задумывал? Почему современная музыка иногда кажется бессмысленным шумом?

Редакции портала «Большая российская энциклопедия» собрали для вас подборку книг о разнообразных аспектах музыки — от средневековой менестрельной традиции до физиологического воздействия любимых песен на нас.

Даниил Рябчиков — «Музыкальная история средневековой Европы»

Девять ёмких лекций о музыке Средневековья с глубоким погружением в исторический и культурный контекст. Из первой главы мы узнаем о катаклизмах, эпидемиях и социальных конфликтах средневековой эпохи, а затем — о том, как это всё отображалось в музыке. Книга расскажет, когда появились первые композиторы, почему ноты выглядят так, как выглядят, и какие жанры и инструменты были самыми популярными много веков назад.

Михаил Сапонов — «Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы»

Менестрели — общий термин, обозначающий средневековых поэтов-музыкантов. Они выступали на городских карнавалах, турнирах и различных празднествах с простой целью — подарить людям радость. Песни и ноты менестрели не записывали: многие из них этого просто не умели, — а играли по памяти или импровизировали. Профессор Московской консерватории Михаил Сапонов, используя подлинный исторический материал, рассказывает о жизни и обычаях музыкантов того времени, поэтике их творчества и постепенном угасании эпохи менестрелей.

Николаус Арнонкур — «Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди»

Николаус Арнонкур — известный австрийский дирижёр и крупнейший представитель аутентичного исполнительства. Аутентисты стремятся воссоздать звучание барочной и ренессансной музыки максимально близко к «оригиналу»: для этого они используют подлинные старинные инструменты и проводят долгие часы, анализируя исторические партитуры и другие источники. В своей книге Арнонкур рассуждает о том, как сейчас может звучать старинная музыка, а также рассказывает увлекательные истории о знаменитых произведениях Баха, Монтеверди и Моцарта.

Алекс Росс — «Дальше — шум. Слушая XX век»

В этом объёмном исследовании музыкальный критик The New Yorker Алекс Росс описывает историю XX века через призму музыки: от Штрауса и Малера он переходит к «ревущим двадцатым», затем к музыке Голливуда, маршам гитлеровской Германии, авангарду 1960-х и эпохе рока. В конце книги — список из трёх десятков главных записей, иллюстрирующих каждую главу. По мнению певицы Бьорк, книга Росса «помогает разжечь огонь интереса к музыке».

Алексей Мунипов — «Фермата. Разговоры с композиторами»

Журналист и музыкальный критик Алексей Мунипов побеседовал с двадцатью современными композиторами: Софьей Губайдулиной, Владимиром Ранневым, Леонидом Десятниковым и другими. Все они очень разные, и каждый по-своему понимает, что такое творчество, каково это — быть композитором в XXI веке, чем новая музыка отличается от старой и можно ли делить искусство на «элитарное» и «массовое». Книга окажется особенно полезной для тех, кто хочет разобраться в современной академической музыке.

Карл Дальхаус — «Почему так трудно понимать Новую музыку?»

Карл Дальхаус — знаменитый немецкий музыкальный теоретик, а это эссе — один из главных его текстов. Могут ли новые академические произведения стать популярными, чем отличается рациональное восприятие от чувственного, должна ли музыка быть понятной и что вообще значит «понимать музыку» — такие важные вопросы поднимает Дальхаус. Переводчик эссе Степан Наумович пишет об этом тексте интригующе: «читатель далеко не всегда догадывается, приступая к чтению, к какому выводу он в итоге придёт вместе с автором».

Дэниел Левитин — «На музыке: Наука о человеческой одержимости звуком»

Дэниел Левитин — музыкант, игравший на саксофоне со Стингом, и нейробиолог, написавший бестселлер о том, что происходит в нашей голове, когда мы слушаем музыку. Книга расскажет, почему мы можем напевать одну и ту же мелодию целый день, как возникают приятные ощущения от прослушивания любимых песен и почему человечество не существует без музыки. Здесь можно ознакомиться с одной из глав под названием «Ожидания» — о том, как музыканты манипулируют нашими ожиданиями, нарушая их с помощью ритма, тембра или гармонии.

Интересные материалы:

От Бауманки до списка Forbes и квантового компьютера: интервью с Алексеем Фёдоровым

Как Пушкин с саранчой сражался

Искусство математики: как художники использовали золотое сечение

Почему быки реагируют на красный цвет?