Найти в Дзене

Нет сил и всё лень - это депрессия

Оглавление

Обещаю много тем и не успеваю выполнять все обещания, т.к. написание статьи требует значительного времени. Поэтому прошу меня извинить за долгое ожидание, я обязательно отпишу все заявленные темы по мере возникновения времени.

Тему депрессии я старалась обходить, т.к. она тяжелая. Она требует многих и многих уточнений, т.к. это целый класс расстройств. У разных типов психики депрессия - это разное.

  • Для зависимой психики депрессией будет потеря "кормильца" - анаклитическая депрессия.

(1-ый тип работы психики по курсу "7 шагов к стройности").

  • Для психики карьериста депрессией будет отсутствие вызова для рывка - апатическая депрессия.

(4-ый тип работы психики по курсу "7 шагов к стройности").

  • Для психики перфекциониста депрессией может стать банальная усталость, когда при строгости внутренних критериев организм так выжимают, что в какой-то момент он может просто сломаться от огромной нагрузки - астеническая депрессия. Также она может быть при соматических заболеваниях, когда у организма просто нет сил из-за болезни.

(3-ий тип работы психики по курсу "7 шагов к стройности").

  • Тревожная депрессия - может быть у любого типа психики при большой нагрузке, большом потоке негативных событий. При ней усталость и чувство взвинченности находятся в психике одновременно, хотя, вроде бы, состояния противоположные. Ведь одно про отсутствие сил и невозможность напрячься, а другое про тотальное постоянное напряжение. Невозможность расслабиться и бессилие одновременно.

-----

Каждую написанную фразу хочется раскрыть, пояснить подробно и выходишь уже на формат книги, а не статьи )

Но и молчать о депрессии больше нельзя, т.к. с доверителями работаем с депрессивными состояниями всю осень, и я уже несколько раз обещала написать основное в Дзене.

Итак, сегодня самое основное, общая схема депрессии.

О депрессии (в общем виде)

Размещу слайды с лекций зав. кафедры пато- и нейропсихологии МГУ с основным описанием. Мне кажется, что видно и читаемо. Если плохо видно, пожалуйста, напишите в комментах, и я тогда перепишу содержание слайда в текст.

Депрессии - одна из главных причин снижения трудоспособности:

Депрессия - это изменения на уровне работы мозга! Человеку "не кажется", человек "не ленится" - у него мозг работает иначе:

-2

Симптомы:

-3

Триада Бека:

-4
Когнитивная психология от лат. "cognitio" - знание, познание.
Исследует процессы получения человеком информации о мире.
Получения и переработки информации. Как человек делает выводы. Как человек строит у себя в голове представление о мире, о себе, о людях.

Когнитивная психология очень плохо справляется с расстройствами личности, почти бесполезна для них. А вот с депрессией работает просто отлично!

Собственно, Аарон Бек и прославился тем, что создал эффективный способ лечения депрессий.

Аарон Бек (1921 - 2021) - создатель когнитивной психотерапии, доктор медицины, профессор психиатрии Пенсильванского университета.
Аарон Бек (1921 - 2021) - создатель когнитивной психотерапии, доктор медицины, профессор психиатрии Пенсильванского университета.

Посмотрите на годы жизни - 100 лет!

Сегодня остановлюсь подробно на триаде Бека (как на самой общей схеме депрессивных расстройств).

-6
Когниция - мысль, убеждение, умозаключение, вывод.

Очень кратко остановлюсь на каждом моменте.

Негативный образ Я

Причины негативного "образа Я" могут быть разнообразны. От череды неудач до внушенного в детстве чувства "бракованности".

Возьму 2 самых распространенных варианта.

1) Негативный "образ Я" часто складывается при воспитании, которое называется "наказание без поощрения":

  • Если ты всё сделал "на отлично", то за что хвалить? Это норма. Так должно быть.
  • А если ты ошибся - то это повод быть недовольным.
У ребенка нет шанса быть "хорошим". Он всегда в той или иной степени плох.

2) Такая же история при травмированных, депрессивных родителях.

Мама всегда недовольна, у неё всегда пониженный эмоциональный фон - значит, я такой плохой. Она недовольна МНОЙ.

Ребенок не может пока решить, что у мамы в жизни есть какие-то проблемы, ОТДЕЛЬНЫЕ от него, НЕ связанные с НИМ.

Ребенок находится на стадии развития эгоцентризма. Это когда "я - центр мира", и все события (абсолютно все события) связаны со мной:

  • Мама недовольная, а я тут ни при чем? - такое вряд ли может быть. Если бы я был "хороший", то мама обязательно была бы довольна (хотя бы мной).

Ребенку вряд ли доступна мысль "я хороший, а у мамы просто депрессия, и она недовольна всем в этом мире".

Особенно сложно прийти к этой мысли (даже уже не будучи ребенком, а являясь 20-30-40-а летним человеком),

когда депрессивный родитель всем весом ложится на ребенка эмоционально, делая из него "свет в оконце" и "надежду на счастье", которая все никак не оправдается, и свет никак не засветит, потому что ребенку не под силу вытащить родителя из депрессии.

  • На тебе, дорогой сыночек / дочка, ответственность за то, чтобы мама стала счастливой! Вот будешь хорошо учиться в школе - я буду счастлива! Выигрывай на олимпиадах! Приноси пятерки! Свети мне светом в этой жизни!
  • Не смог порадовать маму - я плохой!

А ребенок НЕ сможет "порадовать маму". Потому что у мамы по НЕ зависящим от него причинам снижен эмоциональный фон. Всегда снижен. Каждый день. Потому что мама так организовала свою жизнь, не смогла или не захотела иначе. И к ребенку это не имеет отношения.

Про формирование "образа Я" подробно рассказываю на 4-м шаге курса "7 шагов к стройности".

Тут я очень прошу не обобщать на все случаи жизни!
Конечно, родитель радуется успехам ребенка! Это нормально, естественно.
Я писала о таком варианте, когда ребенок - это ЕДИНСТВЕННАЯ радость, и на него ложится ВСЯ ответственность за ВСЕ эмоции взрослого человека.

Негативный образ мира (прошлого опыта)

Можно сказать очень грубо, что, фактически, принятие или отвержение мира (принятие или отвержение прошлого опыта) - это принятие или отвержение своих родителей.

Для малыша родители - это весь его мир. Он не может разделить людей отдельно, их убеждения и их жизненный путь отдельно.

  • Родители довольны-счастливы - мир хороший, я рад в нем жить.
  • Родители страдают, живут той жизнью, которую я не хочу повторять, - мир плохой, я не хочу в нем жить, и/или я буду строить новый путь, я выкидываю прошлое.

Негативный образ будущего

Если мы видим пути выхода из ситуации, видим точки опоры, КУДА идти - у нас может построиться позитивный образ будущего.

Не видим причин, по которым что-то изменится, не видим пути движения вперед - негативный образ будущего.

-----

И вот, мы получили 3 части депрессии, когда у человека не будет энергии, и ему будет "всё лень", потому что НА ЧТО психика должна "выделить" энергию?

Приходите вы в банк за деньгами (к психике за энергией) и говорите - дайте кредит, у меня есть крутой бизнес-план, куда я вложусь! - Ok! Есть предмет для разговора - есть деньги (энергия) на проект.

А если нет плана, если нет бизнес-проекта, то НА ЧТО деньги (энергию) выделять?

Психика работает правильно

"Бороться" с собой и депрессией словами "встань и иди" достаточно странно, потому что у человека на физиологическом уровне нет энергии "встать" и ему нЕкуда и нЕзачем "идти".

Такие попытки лишь подливают масла в огонь - "образ Я" портится ещё больше!

Психика работает правильно! Куда ей идти? Зачем? НА ЧТО дать энергию?

На современном уровне развития медицины мы можем "дать энергию" психике через антидепрессанты. Съел таблетку - получил энергию в мозг на физиологическом уровне.

Прочитайте побочные эффекты. Когда энергия есть, а идти нЕкуда, то человек может пойти в окно.

Депрессия - это не шутки. Это серьезное и очень тяжелое заболевание, у которого могут быть самые печальные последствия.

Не нужно рушить правильную работу психики. Если энергии нет, значит психика не видит НА ЧТО её дать и/или уже очень УСТАЛА, кончилась энергия.

Дайте цель и/или отдых!

Нужно посмотреть причины текущих состояний, разобрать образы Я и родителей, выяснить управляющие убеждения.

Рассмотреть психику, а не бить по ней молотком.

План работы с депрессией

Разобраться с "образом Я" - ЧТО во мне по-настоящему плохого и ПОЧЕМУ это плохо?

Разобраться с образами родителей - ОТДЕЛИТЬ человека от выбранных им жизненных стратегий, убеждений.

Отдельные практики жизни, отдельные убеждения можно и откинуть. А человека целиком нужно принять, и весь окружающий мир вместе с ним.

Пока в психике живет какое-то общее, разлитое по всему подряд отвержение, не получится что-то всерьез поменять. Нужно осознать и разделить:

  • это я принимаю;
  • а это отвергаю и МЕНЯЮ на то, что я приму взамен отвергнутому. В психике не должно быть "дыр" и "пустот".
Если какое-то управляющее убеждение отвергнуто - на его место должно встать НОВОЕ.

Подробно про УПРАВЛЯЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ рассказываю ЗДЕСЬ. Это как раз способ анализа психики, предложенный Аароном Беком, триаду которого разбирала сейчас.

Всем здоровья и много-много жизненных сил!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.