Найти тему
Живая Средняя Азия

Как живут таджики в Узбекистане?

После распада СССР отношения между этими соседями оставляют желать лучшего. Причина состоит как в активном национальном строительстве в обеих странах, которое не оставляет места советскому интернационализму, так и в распаде единой системы хозяйствования.

Также, не все довольны результатами административного размежевания, проведенного в 1930-х годах, выдвигаются взаимные территориальные претензии. Отдельной проблемой является строительство таджиками Рогунской ГЭС, которая стоит на притоке Амударьи. Ее эксплуатация может нарушить водную безопасность стран ниже по течению.

По комплексу этих причин одно время узбеки одно время устроили экономическую блокаду своим соседям: ограничивали железнодорожное и автомобильное сообщение. Для Таджикистана этот вопрос является стратегическим, поскольку в зимнее время года у них не всегда есть возможность пересечь горные перевалы, чтобы попасть из южной в северную часть страны.

После ухода из жизни узбекского президента Ислама Каримова большая часть проблемных вопросов была решена. Однако, до настоящего времени некоторые пограничные пункты закрыты, а ведущие СМИ в Ташкенте и Душанбе нередко выдвигают взаимные обвинения.

На фоне этого интересен вопрос: а как же живут таджики в Узбекистане?

Таджики в Узбекистане: чем темнее, те больше
Таджики в Узбекистане: чем темнее, те больше

Согласно данным 2021-го года численность таджиков в Узбекистане составляет 1,66 миллиона – это 4,8 % от общего населения страны. Обратите внимание, что в 2005-м году таджиков было на 150 тысяч больше, при том, что рождаемость среди них не упала. Это может говорить как о высоких темпах ассимиляции, так и о стремлении людей записываться в качестве представителей титульной нации по тем или иным причинам – чтобы сохранить работу и т.п.

Таджики здесь живут повсеместно, как в сельской местности, так и в крупных городах. Самарканд и Бухара давно являются их экономическими и культурными «столицами» – еще сто лет назад они были куда важнее для таджикского мира, чем городские центры собственно Таджикистана.

Исторически люди здесь были двухъязычными – одинаково хорошо говорили на каждом языке. Вообще, между этими среднеазиатскими нациями много сходств и мало различий, причем, отличия идут не по этносам, а по городам. К примеру, в Бухаре таджики и узбеки во всем похожи друг на друга. Зато будут отличаться от таджиков и узбеков какой-нибудь Кашкадарьи, которые между собой, напротив, близки, как родные братья.

-3

Теоретически, в Узбекистане можно получать образование на таджикском языке в учебных заведениях разного уровня – про крайней мере, по некоторым предметам. Здесь есть таджикские газеты и журналы, государственные телеканалы выпускают новости и программы на таджикском языке. Однако, сфера его применения постоянно сужается.

Отчасти, это происходит из-за того, что отношения между двумя соседними странами не являются достаточно дружественными. Отчасти – из-за довольно жесткой национальной политики, проводимой Ташкентом. Поскольку сам узбекский народ не так уж един и делится на устойчивые региональные группы, современное правительство страны не склонно официально признавать субэтносы и диалекты. По той же причине оно не желает давать какие-либо преференции своим гражданам-таджикам.

Однако, на простых людях это никак не отражается. В регионах и городах совместного проживания нет такой узбекской семьи, у которой бы отсутствовали таджикские родственники и наоборот. Люди там склонны называть себя не таджиками или узбеками, а бухарцами, самаркандцами, наманганцами, ведь они ни на кого не похожи, зато имеют общие традиции.

-4

Таджики здесь часто по документам записаны, как узбеки. Это не только следствие советской политики коренизации, но наследие старых среднеазиатских ханств, где у людей не было четкого национального самосознания, а говорили они на двух языках. В то время оседлые жители здесь назывались сартами, чтобы отличить их от соседей-кочевников. Это были тюрки и иранцы в пропорции примерно 50 на 50.

Поэтому и нынешние таджики в Узбекистане живут неплохо и очень дружно с представителями титульной нации. Они не сильно страдают от уменьшения сферы применения таджикского, поскольку узбекский для них тоже часто родной. Единственная проблема – отношения между двумя государствами. Но это больше зависит от политиков, чем от простых людей.