Найти тему

Проблема контрафакта на российском рынке стала острее

Что представляет собой российский рынок автозапчастей после ухода с него целого ряда мировых брендов? Сохраняется ли на нем дефицит и какого рода детали наиболее востребованы сегодня в нашей стране? Есть ли сложности с подбором запчастей для популярных «китайцев» и насколько серьезна проблема контрафакта? Об этом и многом другом «Движку» рассказал директор департамента маркетинга компании «Авто-МС», официального дистрибьютора бренда Febest на территории РФ и стран ЕАС, Павел Пикин.

— Павел, что представляет собой сегодня рынок автозапчастей в России? От чего он ушел и во что трансформировался с уходом крупных мировых брендов?

— Многие наблюдали колоссальный рост спроса на автозапчасти весной и летом 2022 года, но уже к зиме ажиотаж стих. Стали появляться бренды, которые раньше не присутствовали на рынке, преимущественно это марки родом из Турции и Китая. Неоригинальная продукция стала занимать на полках места ушедших брендов, а те, кто не ушел с рынка, начали активно развивать свой ассортимент, появились новые товарные группы, которые ранее были в дефиците. Ассортимент оригинальной продукции сократился, но востребованные автозапчасти на рынке присутствуют за счет параллельного импорта. Увеличились сроки поставок — теперь оригинальные запчасти приходится ждать гораздо дольше обычного.

Повысился риск столкнуться с контрафактной продукцией. Об этом часто говорят участники рынка, особенно это касается сегмента автомобильных масел. До 2022 года такая проблема тоже была, но сейчас ситуация обострилась. Мы сталкивались с контрафактной продукцией бренда Febest и успешно пресекали ее распространение. Сейчас мы активно ведем работу в этом направлении, чтобы такая продукция не попала к потребителю и не портила репутацию бренда.

— Сохраняется ли на рынке дефицит, и если да — то с какими товарными группами возникают наибольшие сложности? Можно ли утверждать, например, что чем ближе автомобиль к сегменту «премиум», тем сложнее приобрести для него качественные запчасти?

— Дефицит сохраняется в поставках оригинальных кузовных деталей, цены выросли в несколько раз из-за изменения каналов поставок вслед за новым оригиналом. На б/у детали цены также взлетели в несколько раз по отношению год к году; это же касается электронных блоков. Перебои в поставках последних возникли еще в пандемию. В сегменте подвески и ходовой части дефицита сейчас не наблюдается, у владельцев автомобилей массового сегмента проблем с обслуживанием не возникает.

Сложности в приобретении качественных запчастей для автомобилей сегмента «премиум» есть — прежде всего по цене и срокам. У тех, кому размер кошелька позволяет покупать оригинальные запчасти, трудности будут только в сроках поставок — нужно заранее планировать техническое обслуживание автомобиля, и это касается электронных блоков или крупноузловой замены деталей. В остальном качественные неоригинальные детали присутствуют на рынке автозапчастей в широком ассортименте.

-2

— Автомобили китайских брендов сегодня активно занимают на нашем авторынке ниши, освободившиеся с уходом европейских, корейских и японских марок. Но с подбором запчастей для машин из Поднебесной трудности возникают порой даже у официальных дилеров. Планирует ли Febest развивать это направление в своем ассортименте? И за счет каких товарных групп?

— С запчастями на китайские автомобили были трудности и до санкций: у них слабые каталоги, и магазины, которые делали основной упор на китайские автомобили, осуществляли подбор методом проб и ошибок. Китайский оригинал показывал себя хуже по качеству, чем аналоги, произведенные в этой же стране, в связи с этим у владельцев автомагазинов появились свои кросс-листы с перечнем аналогов.

Владельцы таких магазинов часто обращаются в Febest с просьбой изготовить ту или иную деталь, так как некоторые китайские автопроизводители идут по пути своих коллег из других стран, где предпочитают крупноузловую замену. Для нас это хорошая перспектива расширить ассортимент в замене отдельных деталей в узлах, мы придерживаемся стратегии «каждому узлу — свой ремкомплект».

Febest уже не первый год расширяет свой ассортимент для китайских автомобилей. Наши запчасти зарекомендовали себя как качественные аналоги, это подтверждается сертификатами, различными тестами, а также отзывами автовладельцев. Мы предлагаем расширенную гарантию на свою продукцию, которая реализуется через дистрибьюторов, кроме того, потребитель может обратиться к нам напрямую — для этого существует форма обратной связи в нашем каталоге. Мы расширяем ассортимент в наших экспертных сферах — РТИ, подвеска, ШРУСЫ, но за последние пару лет освоили новые товарные группы, которые нашли своего потребителя.

— Как сегодня позиционируется бренд Febest? В какой ценовой категории представлено большинство товаров, выпускаемых под этой торговой маркой, на какие автомобили ориентирован ассортимент, сколько в нем товарных групп и артикулов?

— В связи с санкциями, а также нестабильностью мировой экономики подорожание товаров произошло во многих сферах, но мы стараемся удерживать демократичные цены и оставаться в среднем ценовом сегменте. При таком позиционировании нам удается сохранять качество продукции, искать более качественных поставщиков сырья, поддерживать гарантийную политику. В начале нашего пути ассортимент Febest был направлен на автомобили азиатского производства, но за последние годы ситуация изменилась, мы существенно расширили ассортимент для всех марок автомобилей. Сегодня мы выпускаем запчасти и для отечественного автопрома — например, амортизаторы для Lada Largus.

Всего у нас на сегодняшний день 11 товарных групп: «Крестовины», «Подвеска», «Подшипники», «Прочее», «Резинометаллика», «Система сцепления», «Тормозная система», «Фильтры», «ШРУСы», «Электрооборудование», «Элементы кузова». Внутри этих групп — 65 подгрупп; количество SKU на данный момент составляет 16 700. Такой широкий ассортимент позволяет обслужить не только самые популярные автомобили, но и редкие экземпляры, которые эксплуатируются в России. Каждый месяц мы расширяем ассортимент более чем на 200 позиций. За два с небольшим года мы создали шесть новых товарных подгрупп: амортизаторы, катушки зажигания, ремни ГРМ, ремни приводные, свечи накаливания, фильтры.

-3

— Каковы ближайшие планы руководства Febest по развитию ассортимента бренда? Какие новинки будут выпущены на рынок РФ в 2024 году? И с каким результатом вы рассчитываете закончить 2023 год?

— Не так давно мы расширили ассортимент деталей подвески для машин марки Tesla и готовим ряд интересных ремонтных решений для электромобилей других брендов. На этом останавливаться не будем: мы изучаем рынок, видим его запросы и оперативно на них реагируем, запуская продажи новых продуктов. Раскрывать подробности о других новинках я пока не буду — читатели вашего журнала первыми узнают о них от нашей пресс-службы.

В 2023 году мы продемонстрировали хороший рост с точки зрения выведения новых позиций на рынок: более чем на 100% по отношению к прошлому году. Закрывать год мы будем с ассортиментом в 17 000 SKU и новой товарной группой, о которой мы обязательно расскажем позже. На мой взгляд, мы заканчиваем текущий год весьма плодотворно: мы расширили штат и привлекли к работе ряд сотрудников, ранее работавших в компаниях, ушедших с рынка, укрепили отделы продаж, маркетинга, инженерных разработок.

На следующий год у нас амбициозные планы по расширению ассортимента, программ лояльностей для наших клиентов, улучшению работы наших некоторых сервисов.

Фото: пресс-служба Febest