Найти тему
История разведки

В самый разгар войны во Вьетнаме две сотни американских морпехов высадились на самолете на острове Итуруп

Американский самолет после приземления на острове Итуруп
Американский самолет после приземления на острове Итуруп

О приземлении пилота-любителя Матиаса Руста на Красной площади знают все, а вот об Итурупском инциденте слышали немногие. Удивляться тут нечему – цензура господствовала на все маломальские события, происходящие в Советском Союзе.

Вот как это произошло

Утром 1 июля 1968 года американский транспортный самолет Дуглас ДС-8 отклонился от курса и пересек нашу границу в районе острова Итуруп - самого большого острова Курильской гряды. В воздух поднялось дежурное звено истребителей МиГ-17. Им удалось настичь нарушителя и заставить его приземлиться на военном аэродроме «Буревестник».

Позже с трудом выяснилось (вызванная на переговоры учительница английского языка плохо понимала командира экипажа американского самолета), что ДС-8 перевозил американских морских пехотинцев, направляющихся во Вьетнам из отпусков. Они вышли из самолета и разбрелись по территории аэродрома. Держались весьма свободно. По советским законам их должны были содержать под арестом до выяснения обстоятельств инцидента. Но сил у аэродромной роты охраны было для этого недостаточно.

Москва, узнав о произошедшем, была в замешательстве. Первый приказ командиру полка на острове звучал стандартно: «Действуйте по обстановке». Только через час поступило уточнение: «Задержать нарушителей до особого распоряжения министра обороны». Да как это было сделать? Решили разместить морпехов в местном клубе, а гражданский экипаж в здании на территории аэродрома. Выдали всем матрасы и одеяла. «Пленники» сложили оружие в одном месте клуба и выставили охрану. В столовую ходили строем.

Послу США в СССР вручили ноту протеста. Американцы принесли свои извинения, объяснив, что нарушение воздушного пространства СССР было непреднамеренным. Им, конечно, не поверили, поэтому на Курилы прибыли высшие военные чины, представители КГБ и разведки.

Специалисты обследовали самолет с целью выяснить, не все это тщательно спланированная акция для проверки защищенности наших дальневосточных рубежей. Экипаж и командиры морской пехоты были допрошены. В конце концов, командир экипажа подписал документ о нарушении воздушного пространства СССР. На третьи сутки было принято решение отпустить ДС-8 курсом на Токио.

Самолет дозаправили горючим и щедро загрузили в него большое количество воды и еды. Американцам пришлось вручную разворачивать ДС-8, так как взлетная полоса для него была слишком узкой.

Когда он был уже готов к взлету, вдруг поступил приказ: «Не выпускать до особого распоряжения». На взлетную полосу пригнали тягачи. Через некоторое время пришел новый: «Выпускать». Тягачи убрали, и самолет пошел на взлет. Умелый летчик сумел поднять огромный Дуглас со взлетно-посадочной полосы, покрытой железными листами, полученными еще по ленд-лизу. И тут снова продублировали первую команду: «Не выпускать». Но самолет уже был в воздухе.

Примечание:

Сейчас на острове Итуруп на этом месте построен современный аэропорт с бетонной взлетно-посадочной полосой. Он носит такое же название, что и старый – «Буревестник».

P.S. Что касается приказов, поступающих из Москвы, то к месту привести старую присказку военных: «Не спеши выполнять приказ, поскольку вскоре его могут отменить» или, еще лучше: «Пельмени разлепить, мясо в исходное».

Американская ракета ATACMC – дальность стрельбы и другие характеристики. Чем она отличается от нашего ракетного комплекса «Искандер-М»