Психолог часто сканирует, изучает, осмысливает окружающий мир через призму психологии. Происходит это потому, что, будучи психологом, эта профессия становится частью твоей личности. Психолог, так или иначе, всегда остается психологом. Кто то назовет это профессиональной деформацией. А я скажу, что профессиональные знания и навыки помогают мне во всем. Но сейчас о другом.
Обычные люди видят в проехавшем на скорости 150 км\ч Гелендвагене, с громким выхлопом, крутого самца на большой красивой машине. Я вижу в нем неуверенного в себе, истеричного ребенка.
Обычные люди осуждают кричащую мать на детской площадке. Я вижу в ней несчастную, уставшую от семейной жизни женщину, которая расплачивается за собственные ошибки.
Для обычных людей человек с ожирением просто любитель вкусно поесть. Для меня это человек с расстройством пищевого поведения.
Когда ты психолог, ты видишь жизнь и людей настоящими. Не плохими и не хорошими, а такими какие они есть. Не даешь оценок, не осуждаешь, а пытаешься разобраться в причинах и следствиях их поведения.
У этой позиции есть одна особенность. Ты начинаешь видеть, какое количество детского, эмоционального, иррационального присутствует в нашей жизни. И как сильно это влияет на поступки людей и их психическое состояние. В голове возникает картина огромной песочницы, где сидит большинство из нас, строя куличики из песка. У кого то куличик выше, у кого то лопатка красивее, у кого то ведерко треснуло и куличик не держит форму, а кто то просто сидит и плачет, потому что нет ни ведерка ни лопатки.
Девочки в песочнице накачивают губы, клеят 5Д ресницы, читают женские журналы, смотрят женских психологов. Они ищут мальчика с большой лопаткой и ведерком, который построит им куличик, чтобы не пришлось строить его самостоятельно. Ведь эту модель счастливой жизни девочки им транслируют медийные тётеньки, песенки про любовь, романтические фильмы. "Ты должна быть слабой и красивой. Пусть богатый мальчик решает твои проблемы." Когда одна девочка находит такого мальчика, другие пытаются скопировать ее внешность, поведение, категории мышления. Вся эта модель приправлена страданиями, драмой, и позицией жертвы. Все ради эмоций и высокого куличика.
Мальчики в песочнице конкурируют между собой за высоту куличика. Ломают куличики более слабых мальчиков. Выстраивают иерархию. Называют друг друга "пацан", даже если сидят в этой песочнице четвертый десяток лет. Помимо куличиков мальчики очень любят играть в машинки, демонстрировать друг другу размер бицепса, завоевывать внимание. Им главное, чтобы ведерко было глубже, лопатка крепче, куличик выше, машинка больше и окружающие девочки пришли от всего этого в восторг.
Всеми детьми в этой песочнице управляет небольшое количество взрослых. Они позволяют детям играть, фантазировать, создавать собственное представление об устройстве мира. Так как дети эмоциональны, их мнение не воспринимается взрослыми. Взрослые с умилением наблюдают за играми детей, давая им необходимые смыслы и нарративы, и управляя происходящим. В мире взрослых нет места эмоциональным решениям, страданиям, добру или злу. Их мир это факты, расчеты, действия, интеллект.
Поэтому, пока дети лечат рак отпуская обиды, играют в астрологию, симулируют оргазмы и счастливые отношения, бесконечно потребляя ржаку, взрослые разрабатывают новые препараты химиотерапии и малоинвазивные хирургические операции, делают научные открытия, строят города, убирают улицы, создают крепкие семьи, работают над своим умом и телом. Так было и будет всегда. Эмоции хорошо продаются, детская позиция освобождает от ответственности, мир розовых пони полон счастья. Но реальная жизнь устроена иначе.