Найти тему
Катя клеит разговор

Как правильно извиняться?

Создано с помощью Kandinsky
Создано с помощью Kandinsky

"Извини меня, пожалуйста" - фраза, которой некоторые злоупотребляют, а другие так тужатся при попытке её произнести, что невольно беспокоишься, перенесет ли человек такие родовые потуги. Давайте разберемся, почему нам бывает сложно извиниться и как это сделать правильно.

Извинения – это речевой акт, который всегда направлен на восстановление баланса коммуникации, который вы нарушили. При этом извинения бывают разные: конвенциональные, метакоммуникативные (они связаны больше с этическими нормами) и извинения по существу. Сегодня поговорим только про последние, а следующий пост запилю про другие два вида.

Сложно принести извинения нам бывает как раз, когда мы извиняемся по существу, то есть за реально нанесенный кому-то вред.
И обычно это связано с одной из двух вещей: либо мы не хотим признавать свою вину, либо мы не верим в то, что человек так уж пострадал от наших действий.

С виной, думаю, все понятно. А для второго пункта приведу пример. Вы сказали своей барышне, что ей не идет новое платье и теперь она в слезах и одном чулке носится по дому. Ну казалось бы, блин! Родная моя, а не пойти бы тебе к психологу вместо того, чтобы бегать взад-вперед, орошая квартиру совершенно излишней жидкостью. И вы не хотите за этот бред извиняться! (Могу вас понять!) Но вот барышня не может, потому что она расстроилась и пострадала от ваших слов по-настоящему, и чтобы восстановить баланс коммуникации, вам нужно извиниться. А дальше уж взвешивайте, насколько вам дороги отношения и принципиален вопрос гардероба. Мне вот кажется, что сказать «Родная, извини, что я тебя обидел этими словами, я не хотел» гораздо проще, чем ремонтировать квартиру после потопа.

Итак, почему нам сложно извиняться мы поняли. Чтобы стало чуть легче, рекомендую в каждой конкретной ситуации взвешивать последствия извинений/неизвинений и всегда держать в голове, что другой человек не специально расстроился, как и вы не специально его расстроили и его страдания обесценивать не стоит. Тут есть исключения, разумеется, но сейчас не об этом.

А теперь перейдем к тому, как извиняться, чтобы нас таки простили.


По мнению Ренате Ратмайр, австриячки, которая по какой-то причине решила написать целую книгу про извинения в Русской культуре, извинения успешны, то есть принимаются, если:

1. Извиняющийся показывает, что понимает негативную сторону или неуместность того, что случилось.
2. Убеждает собеседника в том, что не планировал намеренно принести вред.
3. Признает свою вину.
4. Выражает желание наладить отношения.

Вот пример извинения по схеме:
"Петя, прости меня, пожалуйста, что я не пришла вчера на встречу и тебе пришлось прождать меня час совершенно зря (признаем негатив). Я не хотела, чтобы так случилось (не планировали нанести вред), меня задержали на другой встрече и я абсолютно обо всем забыла и не предупредила тебя заранее (моя вина). Давай все-таки встретимся, выбирай любое время и место, я буду обязательно! (желание наладить отношения)."

Нарушение этой структуры может помешать нам вернуть коммуникацию к балансу. Чаще всего оно опять же происходит, если мы на самом деле не считаем случившиеся проблемой (пункт 1) и не признаем вину (пункт 3), но вот прочитали первую часть этого поста и решили, что лучше уж извинимся. Поэтому если проблемы с извинениями есть, на эти пункты стоит обратить особое внимание и принудительно их впихивать в извинения первое время, чтобы приучить себя.

Итого: не боимся извиняться, делаем это по схеме выше, не обесцениваем переживания других людей, даже если они кажутся нам бредом и учимся признавать свою вину.


Подписывайся на канал!

Катя❤️