Д
Как эффективно решать проблемы и принимать решения.
К сожалению, большинство людей, когда думают, перебирают в голове свои собственные предрассудки.
Да, многие люди не пользуются методологией мышления, а точнее не используют алгоритм принятия решений. В результате решения принимаются не очень качественные, что мешает им эффективно решить свои проблемы.
Что такое проблема?
Чтобы понять, как решать проблемы, надо для начала определиться с самим этим понятием:
Проблема (др. - греч. προβλήμα) — положение, условие или вопрос, который не разрешён или нежелателен. Обычно природа проблемы такова, что требуется ответ или решение. Так, для ученого, проблема — это «знание о незнании». Когда проблема четко сформулирована, можно приступать к её решению.
Однако, когда люди не способны вовремя распознать проблему, они бездействуют до тех пор, пока не становится слишком поздно или пока не приходится применять радикальные меры. Отрицание симптомов серьезной болезни и запоздалое лечение, как правило, к добру не приводит.
Как распознать проблему?
Опытный руководитель знает, что само понимание того, что проблема существует – уже очень важно. Если проблема не распознана, как ее вообще можно решить? Хороший менеджер постоянно спрашивает себя: все идет так, как должно или система дает сбои?
Распознавание проблемы – камень преткновения для многих. Например, нередко при наличии серьезных конфликтов в коллективе сотрудники предпочитают делать вид, что ничего не происходит. Но руководитель чувствует – командное взаимодействие на нуле! В итоге падает объем продаж – и это объясняют сезонными колебаниями, конкуренцией на рынке и любыми другими причинами, кроме истинной. Что не ведет к добру.
Здесь очень многое зависит от наблюдательности, внимания человека к тому, что происходит, что нового и, главное, настораживающего, происходит на фирме в последнее время. Как в случае падения объема продаж в компании.
Знающие руководители постоянно себе их задают себе вопросы. Про таких говорят: «Держит руку на пульсе: в курсе всех дел!». Ментор должен пояснить менти, что умение отслеживать тенденции и вовремя распознавать проблемы – одна из главных задач руководителя.
Опытный руководитель, столкнувшись с такой ситуацией, начинает с распознавания проблемы и ее четкой диагностики. Как хороший врач, прежде, чем лечить больного, сначала поставит и перепроверит диагноз, а хороший менеджер – сначала диагностирует проблему, и только потом приступит к ее решению. Ведь если диагноз поставлен неверно – лечение будет неправильным. В итоге, состояние больного не только не улучшится, а, напротив, станет куда хуже…
Мой опыт бизнес-консультирования и проведения тренингов показывает, что успешные предприниматели, директора и топ-менеджеры во многом похожи на умных докторов.
Они умеют распознавать, формулировать и анализировать проблемы, выявлять причины их появления – а значит, и принимать эффективные решения. Допустим, существующий магазин уже долгое время не приносит прибыли. В чем дело? Выяснилось, что сотрудники воруют. Старых уволили, новых наняли… но ничего не изменилось. Почему? Просто руководство поленилось глубже взглянуть на проблему. А заключалась она не в сотрудниках, как таковых, а в отсутствии контроля над ними, неумении организовать нормальную отчетность и т.п.
Ко мне за консультацией обратилось руководство компании, занимавшейся Интернет-услугами. Дела у нее шли из рук вон плохо: клиенты постоянно жалуются, текучка кадров не прекращается, прибыль близка к нулю. Руководители были уверены, что вся проблема – в плохом персонале. Они увольняли старых сотрудников, постоянно набирали новых – все без толку.
В ходе консультирования анализ показал, что среди руководства компании постоянно происходят трения и конфликты. Топ-менеджеры никак не могли разделить полномочия, определиться, кто и за что отвечает.
В итоге, управление постоянно дублировалось, персонал не получал ясных инструкций и четко сформулированных задач. Сотрудники, получая противоречивые задания, не понимали, что входит в их компетенцию, работали по принципу «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что». Бедняги находились в постоянном цейтноте, да еще и под страхом наказания!
В компании не было четкой модели делегирования и контроля, а руководство нередко давало обещания, которые потом не выполняло. Еще до консультации в компании пытались проводить тренинги «Стресс-менеджмент» и «Искусство ведения переговоров» – но, разумеется, и это результата не дало. И плюс ко всему, сотрудникам приходилось работать на старом оборудовании, которое давно было пора сменить, в тесном темном помещении, без дневного освещения …
Другой случай из моей практики.За консультацией обратилась консалтинговая компания, обеспокоенная резким снижением объемов продаж. Была проведена новая рекламная кампания – но результатов не принесла. В ходе консультирования и последующей диагностики выяснилось, что сотрудники фирмы не обладают должными навыками продажи по телефону, отсутствовали скрипты, они не умели нейтрализовать возражения, презентовать услуги. А на рынке полно конкурентов, у которых есть куда более выгодные предложения…
Таким образом, нераспознанная или неверно диагностированная проблема приводит к неправильным решениям, а значит – к провалу тех или иных мероприятий в компании.
Методология мышления. Как решать проблемы.
Технология Пять этапов
•
Первый этап. Как определить проблему и спрогнозировать ее последствия?
Цель: понять суть проблемы.
Разумеется, одного только распознавания проблемы недостаточно. Важно определить, в чем конкретно она заключается, как причина или комплекс причин.
Как правило, чем больше времени тратится на выяснение сути проблемы, тем меньше уходит на ее решение. Практика показывает, что более успешные руководители, занимаясь сложными задачами, большее время обдумывают, что именно предстоит сделать, и меньшее время тратят на саму работу.
У менее преуспевающих - все наоборот — они длительное время тратят на борьбу со всевозможными трудностями, поскольку не всегда точно определяют истинное содержание проблемы. Именно такие различия характерны для экспертов и новичков в самых различных сферах деятельности. Эксперты больше ломают голову над тем, что собой представляет проблема, а новички пытаются решить ее, не разобравшись в сути.
Инструмент «Магические вопросы»
Чтобы не повторять подобных ошибок, постарайтесь сформулировать проблему, ответив на следующие вопросы:
Что? (содержание проблемы)
Где? (связь проблемы с конкретным местом)
Когда? (время возникновения, частота повторяемости проблемы)
Сколько? (количественные параметры проблемы)
Кто? (круг лиц, причастных к проблеме: виновники возникновения, участники разрешения и даже те, кому выгодно сохранение проблемной ситуации).
Почему? (какие причины стоят за проблемой)
Как? (как развивается проблема)
Когда проблема определена, необходимо провести анализ ее возможных (нежелательных) последствий: если события и дальше будут развиваться по данному сценарию, к чему это может привести? Нужно ее срочно решать сейчас или есть еще время для ее решения. Для анализа возможных последствий проблемы вы можете использовать инструмент: Матрица Декарта, который вы легко найдете в Инете.
Лишь четко описав имеющуюся проблему, можно переходить к ее анализу и структурированию, чтобы определить ее причины и выделить главную из них.
Пример из жизни: служащие жалуются на завал бумаг на работе, и к отчетности относятся весьма халатно. Что делать? Спросите себя, кто именно не желает следовать подробной процедуре заполнения бумаг? Что включает в себя процедура? Почему она необходима? Как можно было бы доказать ее важность подчиненным? И так далее, и тому подобное. Задавайте не шесть, а десять, двадцать, тридцать вопросов, если нужно, и рано или поздно ответ будет найден. А может пора перейти на электронный документооборот?
Второй этап. Как проанализировать, структурировать выявленную проблему и выявить ее причины?
Для подобного анализа было разработано множество специальных методов, призванных найти самую главную причину проблемы, а также определить ее составляющие. Я использую два наиболее простых и популярных инстру-мента:
«Рыбий скелет» Исакавы. Разработанная японским автором диаграмма позволяет в буквальном смысле разобрать проблему по косточкам. Все причинно-следственные связи проблемы отображаются в форме рыбьего скелета: при этом, проблема служит головой рыбы, а взаимосвязи с ее причинами – позвоночником и ребрами.
Анализируя все возможные причины проблемы, важно найти «самую крупную кость» – самый значимый момент, который и привел к возникновению текущей ситуации. Важно не перепутать истинную причину и второстепенную, а также – с обычными «симптомами» проблемы, напрямую с ее сутью не связанными.
«Бурение вопросами». Данный метод позволит докопаться до коренной причины проблемы. Для начала определите проблему, с которой будете работать и ее возможные причины.
Затем для каждой причины поставьте вопрос: почему именно она привела к исходной проблеме? После каждого ответа задавайте тот же вопрос снова и снова – пока других ответов попросту не останется! Как показывает практика, пяти «почему» для более ясного понимания ситуации обычно бывает достаточно.
Как пример, анализа техникой «Бурение вопросами».
Запишите проблему, и выделите все факторы, имеющие к ней отношение.
Выберите наиболее значимые факторы, от которых зависит решение вашей проблемы. Проранжируйте их от 1 до 10, по степени значимости для вашего бизнеса. Затем поработайте с наиболее значимыми факторами. После этого примените технику бурения (серия вопросов к каждому последующему ответу). Например,
Прибыльность моего бизнеса зависит от рекламы. Что я должен сделать, чтобы рекламы было больше?
Ø Почему не работает моя реклама? Потому, что нет денег.
Ø Почему нет денег? Потому, что баланс «на нуле».
Ø Почему баланс на нуле?
Ø Как можно привлечь клиентов, не вкладывая в рекламу деньги?
Ø Где можно взять деньги?
Третий этап. Сбор нужной для решения информации. В большинстве случаев необходимо собрать информацию по решению вашей проблемы. Здесь поможет инструмент «Интеллектуальная карта»
Слава богу, есть Интернет, а недавно появились нейросети, которые быстро помогут получить нужную вам информацию. Главное сгенерировать релевантные промпты, запросы. Иногда лучше обратиться с запросом к нескольким нейросетям, что я часто и делаю для получения разнообразной информации. В дальнейшем имеет смысл критически оценить информацию на актуальность, современность, достоверность, релевантность. В некоторых случаях можно воспользоваться и услугами опытного эксперта.
Четвертый этап. Варианты решения. Дивергентное и конвергентное мышление. Собрав информацию, можно разработать несколько вариантов решения вашей проблемы. А еще лучше начать с формулировки нескольких критериев оптимального решения, например: простота решения, малая затратность, быстрота исполнения, экологичность решения. При необходимости, можно оценить и риски принимаемого решения. Здесь вам поможет старый и надежный инструмент Галстук бабочка, который вы легко найдет в Инете. В итоге проводим ранжирование полученных решений в зависимости от выбранных критериев, какое решение из них наиболее оптимальное.
В конце 90х годов прошлого века я долго и нудно анализировал, какой вариант рекламы лучше всего сработает для моих тренингов: реклама в бесплатных газетах, профильных журналах, ТВ или радио. При оценке вариантов рекламы я использовал подход ТРИЗ – идеальное решение это решение с минимальной тратой ресурсов. И меня осенило - я решил давать развернутую рекламу в своих книгах, которые тогда издавались потоком. Реклама – бесплатно, ее смотрит теплая аудитория, которая уже прочитала мои книги, Реклама работает много лет, книги редко выбрасывают и часто отдают читать родственникам, друзьям и знакомым.
Более подробная информация по решению проблем и принятию решений читайте в моей книге
Пятый этап. Внедрение решения. Оценка его эффективности, последующая его корректировка или использование другого решения, если предыдущее не сработало. Инструмент: Дорожная карта проекта, которая включает:
· список задач,
· результаты каждой задачи,
· время окончания задачи,
· конкретные исполнители задачи.
Здесь можно использовать такой инcтрумент как доска Kanban, который поможет вам эффективно управлять процессом выполнения задач.
Друзья, по вопросам записи на персональные тренинги, коуч-сессии, менторинг, психологические консультации и психотерапию, пожалуйста, обращайтесь по тел. +74955427921 или WhatsApp +79255427921, email info@igor-vagin.ru