Согласитесь, если программа называется Выставка чувств, мы вправе предполагать и даже ожидать, собственно, выставки. Даже знакомые интонации экскурсоводов откуда из подсознания выскакивают:
В центральной части экспозиции художник разместил ревность. Классический сюжет автором прочитан несколько своеобразно, но чрезвычайно убедительно. Багрово-красная палитра включает нас с вами… Ну и т.д.
Мехмат в свою экспозицию еще и немного авантюрно-детективных ноток старался положить, но не преуспел. Я уже где-то по ходу просмотра вспомнил, что разговаривали мы с Машами об этом сюжете, но так давно, что уже и не вспомню где и когда. Возможно, на сентябрьском семинаре, возможно только с Верещагиной, хотя режиссером выступала нынче Маша Язик. Сюжет этот мне и тогда показался очень надуманным и трудно выполнимым, но того, что они его еще и скрывать будут, я как-то не ожидал. Но, поскольку этот казус не единственный в нынешнем сезоне, мы же до этого у геологов видели отличную идею, даже продуманную фабулу, но не переведенную на понятный сценический язык, так вот, раз уж так уж, наверное стоит подумать к следующему семинару, а то и даже раньше, например, до начала работы по краевой весне, о мастер-классе по узкой теме – по режиссерскому сценарию. Этим обычно пользуются киношники, некоторые даже ухитряются прорисовать весь сценарий, решая по ходу и раскадровку, и вопросы монтажа, и освещенность, ну и эмоциональную палитру, разумеется. Но это – как получится, а вот с тем, что довелось увидеть вчера в программе мехмата стоит разобраться уже сейчас.
Тут ведь есть весьма тонкий нюанс – у мехмата очень опытные актеры, и тащат они свой скрытый от зрительских глаз сюжет весьма убедительно. А уж главной-то героине в исполнении Маши Верещагиной и вовсе все жанры подвластны, мы ее и в лирических ролях помним, и в острых клоунских. Можно не понимать, что происходит, но ощущение, что это что-то происходит напряженно и очень эмоционально все равно есть. На короткой дистанции можно обмануть кого угодно, но на длинной-то все равно рано или поздно возникает вопрос – Маша, все круто, но поясни уже, ты о чем? А ответа-то и нет. Ни у героини, ни у режиссера. Ну, то есть, если разговориться, да еще надолго, да еще и чаем обставиться с плюшками, может быть они и расскажут, о чем они думали, чего хотели сказать, но это все литературой будет, а не драматургией, вот в чем беда. А литература со сценой не дружит. От слова совсем. Литература, какой бы она крутой не была – это не язык сцены. Это читать нужно, а не смотреть. А хочешь, чтобы смотрели, переведи сперва литературу на язык драматургии, а потом еще и на режиссерский язык. Так все устроено, и никак иначе.
Забавно, кстати, было слышать мнения членов жюри в кулуарах по поводу того, о чем у мехмата весна. Я-то слышал когда-то о чем, но из экспертов никто даже намека на задумку авторов не озвучил. Дмитрий Васильевич, правда, хоть задумки и не разглядел, зато в своих традиционных рисунках очень точно и практично объяснил, что стоило сделать, чтобы задумка таки читалась. Но это ведь уже задним числом. Досадно, знаете, чувствовать себя единственным, кто чужую тайну в общих чертах знает. Толку-то от этого все равно же никакого – ну, знаешь в общих чертах, а увидеть-то все равно же не увидел. Получается, что это знание скрытых тайн только мешает.
Только не подумайте, что весна у мехмата оказалась провальной – вовсе нет. Непонятной – это точно, но не провальной. И тут дело даже не только в опыте и универсальности актеров или весьма приличном составе номеров. Там же время от времени спрятанные сценарные закладки прорывались к зрителю. И пара-тройка сцен у ребят вышли серьезными и даже важными. Но, поскольку общий контекст неясен, сцены эти в единую мысль или единое художественное высказывание не сошлись, и тоже обернулись литературой.
Но вот в нашем театральном направлении мехмат нас традиционно порадовал. Тут обе Маши, и Верещагина и Язик выставили просто очень достойные чтецкие номера. Мог бы получиться и третий хороший номер – Роман Солдатов и Аделина Пшеничникова с Гришковцом, тоже традиционным для мехмата, вполне моли бы составить своим более опытным товарищам реальную конкуренцию, но почему-то у Аделины не включился микрофон, да и контекста, в котором мог бы как следует сыграть их номер не возникло. Тем не менее, видно, что чтецкое искусство на этом факультете может за свое будущее не опасаться, там есть отличная школа.
А в финале о парадоксе нынешнего сезона, который, на самом деле, никакой не парадокс. У нас остался один концерт, и если филологи не порвут зал невероятно классной программой, на первом месте окажется программа КПО. И тут вот что интересно – консультировали ребят и мехматовцы, и экономисты, и биологи. Да почти все, Орден же включился. И помогли ребятам из колледжа сделать невероятно цельную, зажигательную и действительно очень художественную программу. То есть, объяснить своим подопечным как нужно и как правильно они смогли, а вот в своих программах эти, уже не раз усвоенные и понятные правила постановки не использовали как следует. Казалось бы – действительно парадокс, на самом деле, явление очень распространенное, и нам о нем давно и хорошо известно. Больше скажу, практику консультирования более слабых по творческому ресурсу команд необходимо продолжать. Просто, когда вы объясняете другим, как нужно, ваши собственные знания и умения приходят в систему. Это не за раз срабатывает, но с каждой консультацией вы, вроде бы обучая других, прокачиваете свои возможности и свои навыки. Другое дело, что со своим собственным замыслом так подробно вы не работаете, как советуете это делать другим – это тоже понятно, для себя-то, в отсутствии большой практики, тоже нужен взгляд со стороны. И он у вас формируется, можете даже не сомневаться. Но вот, когда он заработает на полную мощность, никто вам не скажет. Единственное табу, в этом деле – нельзя тем, кого вы консультируете, подсказывать и давать готовые решения. Важно, чтобы они с вашей помощью такие решения находили сами. Тогда и консультируемые и консультанты растут в творчестве быстрее и качественнее. Но раз уж такую работу Орден начал, и получил очень достойный результат, можно ждать больших творческих прорывов. И возможно даже не в следующем сезоне, а уже нынче в краевой – там-то ведь примерно так все и работают. Мне, во всяком случае, в это очень даже верится.