Найти тему
Виктор К

Журналы моего детства

В рамках развития на канале рубрики "... моего детства" решил я вспомнить о журналах, которые сопровождали меня в детстве и отрочестве.

Самые первые - это "Весёлые картинки", "Мурзилка" и "Барвинок".

К сожалению, во время многих переездов все они оказались утрачены, так что тут только воспоминания и ничего кроме.

"Весёлые картинки", пожалуй, самый простецкий и "пустой" - да, настроение поднимал, разглядывать картинки было занятно. Но и только - дня два-три и забывался только что полученный номер напрочь, конечно, я их периодически перелистывал, но... Нет, не то... "Мурзилка" и "Барвинок" были куда как занимательнее. Иллюстрации дополнялись длинными и увлекательными рассказами - а читать я начал довольно-таки рано, так что вот - прямо для меня самое оно было. "Племянника по разуму" из "Мурзилки" до сих пор помню.

"Юный натуралист"

-2

Заметка "Свиристели осовели" почему-то врезалась в память...

Мама выписывала много всякой периодики - преподаваемая ею география очень тесно связана с кучей других предметов, так что материал к урокам требовался самый разнообразный.

Запомнился мне журнал ещё тем, что первое моё письмо в печатное издание - и первый ответ на него. Задал вопрос по поводу аквариумных рыб - завёл я парочку хемихромисов-красавцев и возникли вопросы по содержанию. Ответил мне целый профессор - где-то даже тот ответ сохранился. Что ещё было интересно - письмо было набрано на печатной машинке, прислали мне копию, сделанную с помощью какой-то сиреневой копирки, но вот подпись была настоящая. Было очень приятно.

"Техника-молодёжи"

-3

Это уже папа. Самое запоминающееся - совместное чтение материалов из рубрики "Наш танковый музей". Но в данном журнале и других не менее увлекательных материалов хватало. Нет, конечно первую треть журнала можно было запросто пролистать - в той пропагандистской дребедени редко что интересное выловить можно было (хотя и не невозможно)...

-4

...зато дальше уже шло такое - что не оторваться!

"Антология таинственных случаев" - тут и про поиски пропавшего Леваневского, и про чудищ доисторических и про то, как истуканов острова Пасхи перемещали (или это в "Вокруг света"?)

-5

"Клуб любителей фантастики" познакомил с десятком произведений, которые и сейчас можно читать в любой момент, с любого места. Эдмонд Гамильтон, Урсула Ле Гуин, Артур Кларк. Да ещё и иллюстрации Роберта Жановича Авотина

-6

Что-то так впечатлило, что позже уже было куплено в виде отдельной книги

-7

А исторические серии? Если о военной технике ещё можно было где-то почитать - хотя многая оказывалась вне поля зрения авторов и найти про неё информацию можно было только в "ТМ", то гражданская техника прошлых лет - снова только "ТМ"!

-8
-9
-10

Кроме того, шикарнейшие иллюстрации Михаила Петровского. Настолько шикарнейшие, что попав в Кубинку смотришь и, да - Т-64А именно так он и был изображен в журнале "Техника-молодёжи"

-11

Опять же, часть серий издавалась в виде отдельного издания - и их удалось купить

-12

Возможно, когда-нибудь заморочусь и куплю в книжном виде

-13

Впрочем, часть серий вполне себе собрана по букинистическим магазинам уже в студенческие годы - тогда я по детско-юношеской традиции выдирал из журналов листы с интересным и собирал в отдельную тетрадь

-14

Бггг, привет лживому мерзавцу Резуну - после ознакомления с рубрикой "Наш танковый музей" читать у него про "автострадный танк" было особенно смешно!

А уже потом, с появлением постоянного доступа в Интернет всё было найдено в электронной форме, вдумчиво переработано, распечатано и подшито

-15

Перебрав всю стопку нашел-таки один номер с повестью "Путь к Земле", которую упоминал в статье об микрокалькуляторе "Элеткроника МК 52"

-16

Пытался лет десять назад возобновить подписку, но... не пошло - получение каждого номера стало тем ещё квестом - номера теряли, уносили по другому адресу, возвращая мне их спустя два-три месяца порядком потрёпанными и всё в таком роде. Да и сам журнал (как и многие другие) стал уже не тот...

"Моделист-Конструктор"

Самый старый номер, что у меня есть

-17

А это - самый первый, который я получил уже по подписке. Как же мы ждали очередного номера, с каким нетерпением проверяли с другом Колей почтовые ящики - самые ожидаемые были нечётные номера, в которых была "Авиалетопись "М-К""

-18

Опять же - множество номеров журнала погибло от наших рук: юные коллекционеры беспощадно раздирали номера и собирали интересное в тематические подборки

-19

А сколько идей для творчества подарил этот журнал.

Первые (и последние, увы) соревнования по авиамодельному спорту - строим модели для воздушного боя (класс F2D, если память не подводит) из журнала "Моделист-Конструктор". Задняя кромка элиптической формы - склеиваем по шаблону из множества тоненьких реечек. Передняя кромка - шпон: распустили доску на циркулярке на пластины минимальной толщины и стёклышком доводим - чтоб прямо в толщину картона стала. Всё свободное от уроков время в авиакружке - чуть не до полуночи. Модели у нас получились просто загляденье - у всех остальных участников соревнований были просто дрова - по сравнению с нашими.

А вот на тренировки времени уже не хватило. Так что - первый бой и мой соперник унижал меня как мог, ленточку рубил, наверное, кусочками по сантиметру. Второй бой - у меня двигатель не завёлся. Ух, как же глумились судьи над такими неудачниками, да ещё и в мегафон...

Но, всё равно было здорово!

-20

Первая стендовая модель - "Сопвич-триплан". Конечно, она вышла у меня кривой и косой - по нынешним-то меркам. Но первая!

-21

Уже спустя много-много лет я реализовал свою мечту и увидел настоящий триплан в Монино. Эххх, самое большое разочарование: аэроплан на спущенных колёсах, залит краской до состояния китайской игрушки...

-22
-23
-24

...да ещё и порядком разукомплектован - на этом кронштейне должен был быть бензонасос с приводом от потока набегающего воздуха

-25

А ещё с папой сделали стерео-фотоаппарат по чертежам из "Моделиста", купив две "Смены - 8М". Фотоаппарат получился - и даже отсняли с его помощью одну слайдовую плёнку. Но занятие это оказалось не самое дешевое - насколько помню, слайдовая плёнка "ORWOCHROM" стоила рубль-восемьдесят пять - против 35 копеек чёрно-белой "Свемы", с чем ещё можно было мириться, да ещё и процесс проявки был куда как сложнее. Так что фотоаппарат использовался и далее - просто в варианте, когда у тебя сразу вдвое больший запас плёнки, что сразу готова к съёмке

Конечно же из журнала черпались и другие идеи - папа на пенсии вот прямо серьёзно изучил подшивку - но вот это самое запоминающееся.

Иллюстрации в "МК" заслуживают отдельной статьи. Как только доступ в Интернет появился - нашел все. Была мысль распечатать и использовать как постеры, но так руки не дошли...

-26

И, да - возможно, это совпадение - но в авиамодельном кружке мы как-то разом увлеклись танками и случился у нас спор по поводу Т-35. И спор настолько жаркий, что я не поленился написать письмо в "Моделист-Конструктор" с вопросом - и через пару месяцев после моего письма в журнале появилась статья об этом танке!

"Крылья Родины"

Тоже великолепный журнал. Увы, ни одного номера не сохранилось целиком. Только в виде вырезок

-27

А ещё по чертежам из него строил модель ТИС-А из дерева. Классе в девятом начал, а заканчивал... Да уж и не помню. Но модель получилась отличная, с деталировкой богатой - всякие патрубки делал, створки жалюзи, покраской только подпортил её - красить я тогда совсем не умел (не могу сказать, что сейчас я вот уж совсем профессионал - но сейчас бы покрасил всяко лучше). Модель та жила у меня долго, даже пару ремонтов пережила - как-то притащил её на работу, а коллега с воплем "Ух, ты - самолётик!" швырнул её через весь кабинет в попытке отправить самолёт в полёт - ничуть не смущённый довольно приличным весом модели ну и с понятными последствиями для поделки. Потом кому-то подарил что ли...

-28

"Вокруг света"

Ни одного номера не сохранилось, увы. Журнал был великолепен. И рассказы о дальних странствиях, и о путешествиях - да ещё и с картинками. Прямо как альманах "Глобус" - только чаще. Низкий поклон редакции только за одну фантастику - знакомство со Стивеном Кингом. "Туман", ага

"Юный техник"

Ну, это прямо вот как "Весёлые картинки" среди технических журналов

-29

Всё в нём было какое-то ненастоящее, не по-взрослому. Статейки куцые, рассказы про фокусы какие-то. Опять же, письма школьников с рационализаторскими предложениями - на которые взрослые дядьки отвечали снисходительно и подробно объясняли почему "не взлетит". Ну, вот сами сравните аналогичные материалы в "ТМ" и "ЮТ"

-30
-31

Впрочем, и там попадались цепляющие материалы - помню, напечатали там статью о том, как собрать своими руками настольный вентилятор, работающий по принципу песочных часов. Ух, как хотелось сделать! Но казался он мне тогда запредельно сложным, да и где достать листовой пластик я даже и не представлял.

"Наука и жизнь"

-32

Тут прямо вот максимально серьёзно. Часто было из серии "ничего не понятно, но очень интересно".

Одна вырезка зацепила настолько, что сохранил по сей день - рассказ о миниатюрах московского архитектора В. И. Мороза

-33
-34

Знаменитая рубрика "Маленькие хитрости": японцы - так утверждала народная молва - покупали журнал "Наука и жизнь" и патентовали то, что печаталось в данной рубрике

-35

А ещё там были переводные западные комиксы!!!

-36

"За рулём"

Старых номеров не сохранилось. Эти уже студентом покупал.

-37

Как-то само собой получилось

-38
-39

До сих пор помню разочарование, когда купив обнаружил на последней странице не иллюстрации за авторством Захарова, а какие-то дурацкие фотографии. Потом, правда, редакция исправилась

-40

Кстати, одно время тоже было прямо вот повальным увлечение дербанить журналы "За рулём" ради красивых фотографий автомобилей, которые потом вклеивались в тетрадки. Я был фанатом упомянутых выше иллюстраций Захарова и делал из них карточки: на одной стороне автомобиль, на другой - рассказ о нём

"Гражданская авиация"

-41

В целом, не самый интересный журнал, но купив случайно его в "Союзпечати" обнаружил там раздел с информацией о гражданских самолётах и вертолётах - так и покупал пока рубрика не закончила своё существование

-42

"Зарубежное военное обозрение"

Выписывать его стал уже в студенческие времена - получил три номера и на этом моё общение с подписными изданиями на многие годы закончилось... Да чего уж говорить - оно, по большому счёту, и не возобновилось.

-43

Но сам журнал сопровождал меня с самого начала посещения авиамодельного кружка - его выписывал руководитель и приносил на почитать. Ну а мы черпали оттуда идеи для творчества, строя модели западных самолётов. Я вот остановил свой выбор на F-111A, хотел даже реализовать изменяемую стреловидность крыла, но не получилось. Сама модель давным-давно утрачена - осталась только картинка из журнала...

-44

И, под занавес, внезапная находка - память как о авиамодельном прошлом, так и о посещении фотокружка. У руководителя авиакружка, Николая Львовича, была масса литературы об авиации - отечественной, польской, возможно, какой-то ещё - уже и не помню. Как-то взяли у него книгу и в фотокружке пересняли часть страниц. Большая часть тех фотографий растерялась, но пара сохранилась

Данное изображение размещено без целей пропаганды!
Данное изображение размещено без целей пропаганды!

Вот такая вот история получилась...