Найти в Дзене

Что самое убийственное для любви? Малоизвестная цитата из романа "Госпожа Бовари" Густава Флобера — в контексте и с пояснениями

У некоторых людей до сих пор бытует мнение, что любовь и деньги — весьма опасные соседи друг для друга. А то и вовсе, подобно гению и злодейству, две вещи несовместные. Другие же, напротив, готовы повторять вслед за словами песни из кинофильма "Здравствуйте, я ваша тётя", что "не цветёт любви цветок без славы и успеха" (и героиня сегодняшней статьи считала так же)

А в одном из самых известных (и скандальных) произведений французской классики 19 века — романе "Госпожа Бовари" — эти две вечные темы переплелись очень тесно. И трагедию Эммы невозможно описать только несчастной любовью и разрушением иллюзий, в которых героиня жила. Тема денег, на мой взгляд, как раз-таки подсвечивает и углубляет основной, любовно-психологический конфликт этого произведения.

Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (2014)
Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (2014)

Среди тех, кто роман Флобера плохо помнит, а то и вовсе не читал и знает понаслышке, распространена точка зрения, будто Эмма Бовари покончила с собой из-за того, что запуталась в своих отношениях. Преданно любящий муж опостылел, жизнь в глухой провинции с человеком, который ни к чему большему не стремится, угнетала и не могла удовлетворить её амбиции. Тогда появляется Леон, но страсть к молодому человеку Эмма задушила, повинуясь голосу долга.

Когда Леон уехал, другой мужчина, более опытный Родольф, становится любовником мадам Бовари. Через некоторое время этот светский лев и волокита бросает её. А потом раздавленная его предательством Эмма вновь встречает Леона. И уже ничто не мешает им предаваться своей любви за спиной безоговорочно доверяющего Эмме супруга, пока...

Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (2000)
Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (2000)

Казалось бы, где тут можно запутаться? Леон Дюпюи и Родольф Буланже друг другу не соперники, столкновений из-за Эммы между ними ни разу не возникло. Да и ей не приходилось выбирать между ними, в разные моменты её жизни возле неё оказывался либо один, либо другой. То, что она обманывала мужа, Эмму вообще беспокоило мало. Никаких угрызений по этому поводу она не ощущала. Напротив, осознавая моральное превосходство Шарля, женщина лишь больше презирала его.

Из-за чего же вдруг самоубийство и трагедия для всех близких (имею в виду отца, мужа и дочь Эммы)? А всё дело в проклятом денежном вопросе, который как раз довёл до сознания женщины тот факт, что никакой важности и ценности для своих возлюбленных она в общем-то не представляла.

2 образа Эммы: фильм 2000 г. (Фрэнсис О’Коннор) и фильм 2014 г. (Миа Васиковска)
2 образа Эммы: фильм 2000 г. (Фрэнсис О’Коннор) и фильм 2014 г. (Миа Васиковска)

Амбиции и аппетиты мадам Бовари несоизмеримо превышают её возможности. Мечты о столичной жизни подливают масла в огонь. В результате Эмма наделала столько долгов, что для их уплаты придётся распродать всё имущество супругов.

Как водится в подобных случаях, героиня до последнего предпочитала не замечать нависшей над головой опасности. А когда игнорировать катастрофу стало далее невозможно, обратилась за помощью к Леону. Однако пылкий (но к тому времени уже изрядно скучающий) любовник самоустранился, потому как вовсе не собирался рисковать карьерой и репутацией ради Эммы.

Тогда несчастная женщина вспоминает про Родольфа и отправляется к нему. Увидев Эмму после долгой разлуки, испытывая угрызения совести, мужчина чувствует к ней прежнюю нежность. Пока не понимает, зачем именно она его нашла.

Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (2000)
Кадр из фильма "Госпожа Бовари" (2000)

"Таких денег у меня, сударыня, нет", — повторяет он несколько раз. Писатель подчёркивает, что Родольф не лжёт. Будь у него необходимая сумма на руках, он дал бы её. Вот только это поставило бы под сомнения дальнейшие отношения с Эммой, потому что:

"... из всех злоключений, претерпеваемых любовью, самое расхолаживающее, самое убийственное — это денежная просьба".

В другом переводе:

"Из всех бурь, которые обрушиваются на любовь, просьба денег — самая охлаждающая и разрушительная".

Эмму его ответ не устраивает. Родольф не бедный человек, у него много дорогих вещей, его окружает роскошная обстановка. Если бы он захотел ей помочь, он продал бы часть всего этого и достал нужную сумму. Но он не хочет.

"А я бы отдала тебе всё, я бы всё продала, я бы работала на тебя, пошла бы милостыню просить за одну твою улыбку, за один взгляд, только за то, чтобы услышать от тебя спасибо", — в этой фразе, которую Эмма бросает перед уходом, сосредоточена вся её боль от столкновения с действительностью. Потому что действительность эта мало похожа на тот мир, который героиня создала в своих мечтах.

А вы как считаете, денежная просьба на самом деле убийственна для любви? Или это верно лишь в контексте истории Эммы? Ведь далеко не каждый готов увидеть в этом романе примеры подлинной любви…