«Жечь Посполита» – это не современный мем. Так поляки называют Речь Посполитую на своём языке и так отображается её официальное название в дипломатических источниках минувших веков.
Есть и такой вариант – «Ржечь Посполита», когда польское слово пытаются написать в русском варианте по принципу транслитерации. Но тут хрен редьки не слаще – звучит, можно сказать, «ржачно».
Никто «ржать» над потугами Польши вернуть былое могущество не собирается. Но, при актуальности претензий вероятность воскресить прежнюю славу ничтожно мала.
Почему же «Республика обоих народов» так и не сумела стать великой державой, подобной России, ведь все козыри были на руках?! Причин много, фатальных – 2.
Вся история – это история господства «морей». Средиземноморье правило бал в древние времена, Средневековье и Новое время – владычество Балтийского мира, а в Новейшее время мир преклонил колено перед Атлантическим регионом.
Интересен именно второй эпизод. В его границах важно кратко набросать предысторию возникновения унии государств, получивших название Речь Посполитая. Здесь берут начало и причины её неспособности закрепиться в «списке» величайших мировых держав.
В XIV веке Дания «заболела» идеей «mare clausum». Стремясь получить господство над Балтикой, она была серьёзно нацелена реализовать идею закрытого для других государств, не входящих в Ганзейский союз, моря. Это означало открытое противостояние скандинавских держав и Ганзы.
Проиграв спор, Дания быстренько «сообразила» новую унию – с Норвегией против Швеции. И всё бы ничего, если б не претензии Ивана Грозного на Ливонию – страстный интерес датско-шведского мира.
Трактовать виды Ивана Грозного на Ливонию только как на выход к Балтийскому морю – ошибка. К тому времени уже взяты устье Невы и крупный порт Нарва. Его цель мощнее – Дерпт, Рига, Ревель, Пярнау и города Польско-Литовского государства, находящиеся далеко не на побережье (цель экспансии – отнюдь не балтийская торговля).
Грозный предложил королю Сигизмунду Августу союз против крымского хана. Конечно, выступать на юг ни у кого и в мыслях не было. Грозному нужны были гарантии невмешательства Сигизмунда в его Ливонскую политику.
Расчёт был верен. Но союз не был долговечен – польский король его аннулировал и выразил протест против вторжения в Ливонию. Грозного это волновало мало – отдавать захваченные территории он не намеревался.
В это время Ливония заключает союз с Польшей и Литвой, а польский король обращается за поддержкой к балтийским державам. Грозный его опередил и тут, заключив перемирие со Швецией и подписав трактат о дружбе с Данией и Норвегией.
«Ответка» - польско-литовская уния 1569 года, получившая имя «Речь Посполитая». Возникло двуединое многонациональное государство во главе с общим королём, избиравшимся сеймом.
Польша и Литва при этом имели свои вооружённые силы, казначейства, администрации и законодательные органы. Отсутствие сильной централизованной власти – ошибка номер один.
Власть короля сильно ограничивалась сеймом, а судьбы государства вершили магнаты. На престол возводили исключительно иностранцев (ими легче было кукловодить). Слабая власть – отнятый у Речи Посполитой шанс стать равным России государством.
«Стоп-краном» стала и неумелая национальная политика. В многонациональном государстве большой процент – русские, белорусы, молдаване и украинцы. Ошибкой Речи Посполитой было стремление к дискриминации, подавлению национальных культур.
Объединив разные народности в одном государстве, Речь Посполитая не научилась управлять ими так, чтобы они жили по общим законам, сохраняя равные (с теми же поляками и литовцами) права. Отсюда – смуты, восстания, неприятие внешней политики, отсутствие намёка на патриотизм.
Нынешняя Польша с жалкими попытками всё вернуть – закономерный конец Речи Посполитой. Если таскаешь грабли с собой – не жди возврата к былой силе.