Найти в Дзене

по полям за птицей-павой

Эта моя статья была опубликована в 2011 году в журнале "Живописная Россия". Правда, редакция не удержалась от своих текстовых вставок, которые я здесь убрала. Прошу прощения, в предыдущих заметках я не представилась - меня зовут Воропаева Зоя Владимировна, я - народный мастер Орловской области, педагог дополнительного образования, руковожу детской студией ДПИ во Дворце пионеров и преподаю на кафедре культурного наследия в ОГИК. В статью я добавила фото своих работ, авторских и копий с подлинников. (А подлинников у меня большааааая коллекция, но, как говорится, это уже совсем другая история. )))

-----------------------------------------

Быстро-быстро снует в тонких пальцах иголка. Вверх-вниз, вверх-вниз. За иголкой бесконечная красная нить выводит на грубоватом холсте затейливые узоры: «…шесть красным – два пропуск, дробнушка, два пропуск - шесть красным…» Вот и поле засеяно. «…четыре красным - четыре пропуск, четыре красным - четыре пропуск…» Побежала по полю живая водица. Беззвучно шепчут счет губы мастерицы, тянется проворная нитка, сказку рассказывает – про солнце, да про землю, про Птицу-Паву, летящую по небесам, да про Древо жизни – Древо нашего рода человеческого.

Легко похрустывая сапогами по нежданному апрельскому морозцу торопливо шли мы по застывшей дорожной грязи. Пешком от Красной Звезды до Золотарева путь нескорый. Редко-редко какая машина навстречу, а попутных так и не дождались. Хорошо, что в этот раз мы не брали с собой младших. Мы – это старший научный сотрудник Орловского Музея изобразительных искусств, искусствовед Ирма Ивановна Борисова, воспитанница студии декоративно-прикладного творчества, старшеклассница Настя Дубовицкая и я – Воропаева Зоя Владимировна, руководитель этой студии в областном Дворце пионеров имени Ю.А.Гагарина. Не первый раз мы вместе отмеряем километры орловских дорог. Объединяет нас любовь к старинной вышивке, традиционному «Орловскому спису» и упорное желание, чтобы не поглотила орловское ремесло черная дыра забвения.

работа Матрены Беляевой, дер. Малая Куликовка, Орловской обл. (частная коллекция)
работа Матрены Беляевой, дер. Малая Куликовка, Орловской обл. (частная коллекция)

Прочитать об Орловском списе можно не так уж и много, хотя образцы этой удивительной вышивки есть и в столичных музеях, и в этнографической коллекции князей Шабельских, возвращенной несколько лет назад в Россию из-за границы.

Родина Орловского списа – несколько сел и деревень под Орлом, где два столетия назад исследователями впервые был замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в монастырской золотной вышивке, и в узорах Полтавских и Смоленских мастериц, и в славянском браном ткачестве. Название браного ткачества идет от способа выполнения. Для получения мелкого узора на холсте при помощи дощечек-бральниц отсчитывалось определенное количество нитей основы.

фото из интернета
фото из интернета

Спис шьется точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, образующими бранки – геометрические узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура.

«Белокос», «волна», «штоф», «кочерга», «вороний глаз», «собачьи ребра», «ведьма с дробнушкой» - такие меткие названия давали мастерицы этим узорам. Сочетания мозаики бранок и причудливого контура не режет глаз надуманностью, красно-синий рисунок вышивки очень живой, искренний и убедительный, композиция списа праздничная, нарядная. Смысловую нагрузку несет в себе и сюжет, и сложная форма силуэта, ограниченного каймой-оберегом, и вид отдельных бранок. Самые популярные сюжеты старинных вышивок - «Древо», «Птица-Пава», «Лягушка», позже – «Двуглавый орел».

В старину семя, корень, стебель, лист, цветок в народном восприятии не были элементами какого-то конкретного ботанического объекта, а скорее обозначением общего понятия Жизни, космического значения образа растительной силы, как результата взаимодействия энергии света, воды и тепла. Поэтому растительные мотивы обильно сопровождались солярными знаками – кругами, спиралями, крестами.

Особо значимым сюжетом «Орловского списа» является «Древо жизни». На старинных подлинниках можно встретить совершенно непохожие друг на друга варианты. У одного древа, тонкий, шитый в одну строчку контура, ствол, прорастающий из подобия солнечной ладьи, соединяет массивные округлой формы листья (полотенце из собрания школьного музея пос. Кромы, Орловской обл.). Изогнутое, массивное трехствольное тело другого, распускается мелкими цветками (полотенце из дер. Кутафино, Орловская губерния, коллекция Музея изобразительных искусств).

работа автора
работа автора

работа автора
работа автора

На списовом шитье, как правило, по обе стороны от ствола древа находятся ветви, в изображениях которых могут прочитываться зооморфные силуэты-обереги. Символика всей композиции в целом сулит благополучие, плодородие, богатое потомство, достаток.

работа автора
работа автора

Позже популярные рисунки стелющегося плетистого растения с пышными цветами и бутонами были стилизованы художниками орловской фабрики «Восход», взявшими за основу пестрые украинские вышивки. Орнаменты для скатертей и постельного белья, идущего на экспорт, стали проще, ровней и понятней. В середине прошлого века филиал этой фабрики в селе Домнино для поддержки промысла обеспечил заказами и фабричных мастериц и надомниц из близлежащих деревень. С этими вышивальщицами и предстояло нам встретиться в деревне Золотарево.

Немного их осталось – этих старушек, которыми в свое время гордилась Орловщина. Нет уже потомственной вышивальщицы Серафимы Шманевой из деревушки Бакино (в последний наш приезд в дом бабы Симы в 2000 году ей было уже за восемьдесят). А когда-то, в начале 80-х, именно здесь началось знакомство с Орловским списом для нашей студии: «…шила я от радева до радева, как перестанет музыка петь - достаю свое шитво, а утром гимн заиграют – у меня уж и работа готова …». Аккуратная комнатка Серафимы нарядно пестрела списовыми вышивками: подзоры, шторы, скатерть на широком столе - все расцветало затейливым узорочьем. Ее младшая напарница Лидия Зайцева учила нас приемам вышивки: «… тонкий, извилистый стебель делай «волной» или «сосной», темно-красной ниткой, а круглый цветок - крупной бранкой с дробнушками и посветлее - его и так видать …».

Прошлым летом для выезда в деревню к вышивальщицам собралась большая компания. Девчонки из студии декоративно-прикладного искусства прихватили с собой мам, присоединились к нам юные операторы из кружка фотолюбителей. В гостях у бабушки Вари Селеменевой некоторые из ребятишек впервые увидели русскую печь, ухват и сундук, услышали рассказ про Птицу-Паву. Фильм про поездку к бабушке Варе Селеменёвой можно посмотреть в моих предыдущей публикации. Называется он "К истокам старины".

Птица-Пава или Птица Счастья часто изображалась на вышивках с изящной небольшой головой, украшенной пышным хохолком, перышки которого полностью застелены красной нитью. Поднятое вверх крыло имеет округлые очертания, хвост распускается ажурным веером, который завершается крупными «глазками». Рядом с птицей, как правило, вереница овальных дополнений. Среди них, считает орловский краевед-археолог М.В.Сахаров - обязательно перо, взмахом которого творятся на земле чудеса. Силуэты подобных птиц встречались ему на славянских металлических украшениях, найденных при раскопках древних курганов.

Много неразгаданного хранит Орловский спис, Древним символом зарождения новой жизни является мотив «лягушка-рожаница», в силуэте раскинутых «лапок» которой не стоит искать образ болотного земноводного. Исходя из полевых записей искусствоведа И.И.Борисовой, «…особенно им увлекались в округе деревень Топки и Богородское (Покровский район). «Все больше лягушкою шили», говорят здешние старожилы. В русском изобразительном фольклоре «лягушка» или «лягушка-рожаница» осмысливается как образ, восходящий в своем истоке к культу женского божества».

Работа автора
Работа автора

Непременным дополнением каждого сюжета вышивки была кайма-оберег, обрамляющая дорожкой бранок рисунок. Кайма завершала общую композицию, придавала ей особую законченность и оформленность. Свободные места внутри нее заполнялись значками-символами – мелкими спиралями, громовыми знаками, звездочками, крестами, могли здесь попадаться отдельные силуэты петушков или каких-то небольших зверюшек.

Особой проверкой качества вышитого изделия была обратная сторона. У умелой вышивальщицы она чистая, без узлов и протяжек. Такой же контур, как на лицевой, такие же бранки, только словно на негативном снимке.

Техника вышивки достаточно сложна для того, чтобы ею владели многие. Обучение спису доступно лишь при большом терпении, точности, аккуратности и внимательности. Вот почему не часто встретишь это удивительное ремесло на выставках и фестивалях декоративно-прикладного искусства, а в магазинах и подавно. Далеко не каждый способен прочитать, понять и принять символику древних образцов, отделить ее от более поздних, более простых и ярких вышитых картинок. Но, запав в душу однажды, спис не отпустит тебя. Сегодня постижением его секретов занимаются в студии не только воспитанники, но и взрослые – мамы и бабушки, вышивающие праздничные рушники со старинными рисунками в подарок своим близким. Ежегодно проводятся семинары и мастер-классы по обучению приемов вышивки. Готовится к выпуску книжка-раскраска о списе для детских садов. Орловский спис живет, а значит не зря исхожены нами километры орловских дорог, не прервет свой полет над полями волшебная Птица-Пава.