Найти тему
Ольга Ускова

ЗНАК

"Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», — сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине. «Какой вздор иногда приходит в голову! — подумал князь Андрей..."
Знакомая история? Ага. Когда нам надо побудить себя к выбору сложного решения, для которого у нас недостаточно логического материала, мы придумываем себе загады, пари, игры и ребусы, чтобы получить ЗНАК. То есть знак - это такой стимул стимула, посредник при управлении собственным поведением в условиях неопределенности. То есть формула уже не Стимул-Реакция, а Знак - Стимул -Реакция

При работе над программированием систем Искусственной Интуиции для C-Pilot, мы заняты, в том числе, построением Системы Знаков, для запуска тех или иных нейронных подсистем в дорожных ситуациях, отличающихся от стандартных. Вот - появлении на дороге теннисного мячика, казалось бы не имеет прямого критичного отношения к транспортному потоку. Он маленький, не создает физического препятствия для автомобиля, неодушевлен, не является транспортным средством, но это может быть Знаком того, что где-то идет игра и на дорогу может выскочить ребенок или щенок, а это уже совершенно другой уровень безопасности всех рабочих систем.

Вводя систему анализа поведения мелких объектов, участвующих в дорожной сцене, мы приближаемся к некоторому базовому человеческому сценарию построения стимулов актуации действий в рамках дорожных ситуаций. Возможно называть это интуицией преждевременно, но это уже шаги в данном направлении. Поскольку нам в первую очередь важна ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ , т.е. практическая сторона психологии, то мы обратились к работам Выготского и Лурии в области работы с отсталыми и одаренными детьми. Нашли очень много интересного.

В результате целой серии лабораторных исследований и работ с отсталыми и одаренными детьми, выяснилось, что базовые физиологические данные зрение, слух и даже память у "отсталых" детей не хуже, а иногда и лучше, чем у одаренных.

«Естественная» память великолепна, а «искусственная» - почти нулевая... Все, что окрашено чувством, имеет отношение к личности отсталого, к интересам; все ближайшее и повседневное, все не требующее усилия, все естественно необходимое у отсталого можно признать нормальным; память его отказывается служить, когда дело касается непривычного, непонятного, требующего усилия, неприятного...».
То есть, если подобрать необходимую цепочку стимулов и знаков можно запустить "отсталый" мозг для решения задач практически любой сложности.

В совместной работе двух ученых: "(1930) Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок " описывается следующий опыт:

"Алексей Т. (одаренный ребенок)
Дано слово «поле»: берет карточку «земляника». «В поле растет».)
Дано слово «платье»: берет картинку «кошелек». (При воспроизведении объясняет: «Потому что кошелек кладут в карман».)
Дано слово «собрание»: берет карточку «звонок». («А это на собрании, когда шумно бывает, то звонят».)
Дано слово «правда»: берет картинку «письмо». («В письме можно все писать, и никто не откроет - сургучная наклейка».)
И т. д.

Мы видим, что ребенок с успехом пользуется картинками как вспомогательным приемом. Желая запомнить данное слово, он чаще всего выбирает картинку, на которой изображён предмет, встречавшийся в одном комплексе с предложенным словом (обед - ножик, платье - щетка, собрание - звонок); больше того, иногда он констатирует весьма искусственную и сложную связь, отнюдь не воспроизводя прежний опыт, а нарочито комбинируя отдельные моменты («правда» - «письмо», так как «никто его не откроет - и можно писать правду», «лошадь» - «сапоги» и т. д.).

Одаренный ребенок оказывается в состоянии активно пользоваться своим прежним опытом, применяя его в целом ряде приемов для совершенствования своих естественных психологических процессов.

Отсталый ребенок чаще всего не может понять как карточку можно применить для запоминания слова. «Снег... снег... - да снегу здесь на карточке нету», - говорит он. Не будучи в состоянии активно связать слово с картинкой, он ищет его простого изображения и, не находя, чаще всего подбирает картинку механически, независимо от задачи связать ее с данным словом. На вопрос, почему он выбрал данную картинку, он отвечает чаще всего: «Потому что она мне нравится», он относится к ней как к цели, не оценивая ее функциональной роли, не пользуясь ею как средством. Поэтому совершенно понятно, что он возвращается в большинстве случаев к своей натуральной памяти и запоминает то, что механически запечатлелось им во время чтения. Картинки не помогают ему, а, наоборот, действуют отвлекающе, и результат получается хуже исходного..."

С точки зрения воспитания сейчас систем ИИ на базе нейронных сетей глубокого обучения, как одаренных детей, мы должны выстроить такую систему визуально подкрепленных объектов для ПОНИМАНИЯ С-Pilot дорожной ситуации, чтобы он мог автоматически совершенствовать процесс обучения....

Оценили 0 человек