Листая страницы летописи Русского флота, мы вспоминаем походы русских князей под стены Царьграда, подвиги ушкуйников, рейды казаков на Черном, Каспийском морях и, конечно, строительство флота Петром Первым.
Но о пиратском флоте Ивана Васильевича сведений в официальных источниках практически нет. Молодой царь получил в наследство ворох проблем, как внутриполитических, так и внешних. На юго-восточной границе сидели «занозами» осколки Орды – Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. С северо-запада нависали Швеция, Польша.
Блестяще решив проблемы Казанского и Астраханского ханств, Иван IV решил нанести следующий удар по Ливонии – орден «одряхлел», в военном плане был слаб, и была видимость того, что Русь легко пробьётся к Балтийскому морю. В конце 1558 года русская армия вошла в Ливонию и к лету почти без сопротивления заняла большую часть её территории. В 1560 году Ливонский орден был окончательно разгромлен. Но в войну ввязались литовцы и поляки, объединившиеся в 1569 году в одно государство. Их войско заняло Ревель. Но шведский десант внезапным ударом выбил польско-литовские силы из Ревеля.
Так Москва оказалась перед угрозой войны с двумя могучими европейскими державами, в этом случае о создании флота на Балтийском море не могло быть и речи. В Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли построить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов.
И царь придумал блестящий план – нанять каперов, тем более датский монарх Фредерик II одобрил это решение и порекомендовал капитана Карстена Роде для выполнения этой задачи. В Балтийском море он был известен, но… Нет данных ни о дате его рождения, ни о дате смерти, ни достоверных сведений о его жизненном пути до службы на русского царя.
Русский царь присвоил Роде титул «наказного капитана» и «морского отамана», а также выдал жалованную грамоту – каперское свидетельство. Роде стал настоящим царским воеводой на море и получил царский указ: «Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «...самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить», но эта оговорка имела целью снять ответственность за действия капера с нанимателя и была обычной в такого рода делах. Роде, в свою очередь, клялся поставлять в Нарву лучшие пушки с захваченных судов, десятину от добычи и каждый третий корабль.
Фактически Карстен Роде – это первый адмирал Русского флота, правда, ему ещё надо было этот флот создать. В начале лета 1570 года Роде прибыл на Эзель, где купил на царское золото корабль, там же он получил ещё одну каперскую грамоту, от герцога Магнуса. 1-й корабль Русского флота Грозного царя назвали «Весёлая невеста». Это был пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн. Роде навербовал 35 человек команды, вооружил корабль тремя литыми чугунными пушками, 10-ю меньшими орудиями (барсами), 8-ю пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов».
Уже через несколько дней после выхода в море Роде атаковал первую цель – шведский военный флейт. Что интересно, Роде ходил под древним русским боевым «червленым стягом», флагом красного цвета.
Добычу привели на остров Борнхольм, остров каперов, своего рода военно-морскую базу. Тут же стояла датская эскадра, и датский адмирал, считая флот Ивана Грозного союзником, помогал лоциями, картами и людьми.
В течение двух недель Роде захватил ещё несколько шведских и польских торговых судов. В середине лета флотилия Роде из 3-х кораблей напала на караван из 5-ти судов. Чуть позднее он разгромил караван из 17-ти судов, шедших из Данцига, ни одно судно не ушло.
Карстен Роде действовал весьма успешно и нагло, русские моряки под его началом быстро освоились, проявляли храбрость и дисциплину.
Большую помощь оказывала Дания.
Шведы устроили на русскую эскадру настоящую «охоту», даже один раз шведский флот настиг его эскадру. Несколько кораблей погибло, но остальные прорвались к Копенгагену и скрылись под защиту батарей датского короля.
К сентябрю 1570 года под командой Роде было 6 кораблей с вполне боеспособными командами. Роде под покровительством двух монархов создал фактически «пиратское государство». Он захватил более 20 судов общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона иоахимсталеров серебром меньше чем за год. Поляки даже пожаловались на Роде Ивану Грозному (!) за «бесчестные» методы войны.
Причём Швецию и Польшу раздражало не только «бесчинство» Роде, но и то, что у Москвы появился флот, возглавляемый настоящим профессионалом своего дела, который был «адмиралом царя» и матросы которого получали царское жалованье. Русский флот постоянно рос, насчитывая уже 17 вымпелов.
Последний морской бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года, шведы устроили ловушку – за купеческим судном-«приманкой» шли три фрегата. Когда Роде атаковал «наживку», то фрегаты атаковали «пиратов». Эскадра Роде понесла потери, но оправилась, и шведы были разбиты, русские канониры подавили их артиллерию, а затем шведские корабли взяли на абордаж.
Но тут датский король, оправдываясь тем, что Роде стал захватывать купцов в водах Дании, нарушая её торговлю, и под давлением соседей, приказал взять его под домашний арест. Команды были распущены, корабли и имущество конфискованы. «Адмирал» Роде несколько лет был под домашним арестом, а потом пропал. Иван Грозный требовал, чтобы его вернули на Русь, т. к. это его адмирал, и он сам мог провести над ним суд, но датский король отказал.
Создать вторую Балтийскую эскадру Иван Грозный уже не смог.