Найти тему
Петр Свирин

Пираты Грозного царя

Листая страницы летописи Русского флота, мы вспоминаем походы русских князей под стены Царьграда, подвиги ушкуйников, рейды казаков на Черном, Каспийском морях и, конечно, строительство флота Петром Первым.

Но о пиратском флоте Ивана Васильевича сведений в официальных источниках практически нет. Молодой царь получил в наследство ворох проблем, как внутриполитических, так и внешних. На юго-восточной границе сидели «занозами» осколки Орды – Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское ханства. С северо-запада нависали Швеция, Польша.

Блестяще решив проблемы Казанского и Астраханского ханств, Иван IV решил нанести следующий удар по Ливонии – орден «одряхлел», в военном плане был слаб, и была видимость того, что Русь легко пробьётся к Балтийскому морю. В конце 1558 года русская армия вошла в Ливонию и к лету почти без сопротивления заняла большую часть её территории. В 1560 году Ливонский орден был окончательно разгромлен. Но в войну ввязались литовцы и поляки, объединившиеся в 1569 году в одно государство. Их войско заняло Ревель. Но шведский десант внезапным ударом выбил польско-литовские силы из Ревеля.

Так Москва оказалась перед угрозой войны с двумя могучими европейскими державами, в этом случае о создании флота на Балтийском море не могло быть и речи. В Поморье и Новгородчине были люди, знакомые с морем, из которых можно было набрать команды, были плотники, которые могли построить корабли. Но не было штурманов, морских военспецов.

И царь придумал блестящий план – нанять каперов, тем более датский монарх Фредерик II одобрил это решение и порекомендовал капитана Карстена Роде для выполнения этой задачи. В Балтийском море он был известен, но… Нет данных ни о дате его рождения, ни о дате смерти, ни достоверных сведений о его жизненном пути до службы на русского царя.

Карстен Роде - адмирал флота Ивана Грозного
Карстен Роде - адмирал флота Ивана Грозного

Русский царь присвоил Роде титул «наказного капитана» и «морского отамана», а также выдал жалованную грамоту – каперское свидетельство. Роде стал настоящим царским воеводой на море и получил царский указ: «Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». Также грамота содержала строгое указание: «...самим ни на кого не нападать и убытков никому не чинить», но эта оговорка имела целью снять ответственность за действия капера с нанимателя и была обычной в такого рода делах. Роде, в свою очередь, клялся поставлять в Нарву лучшие пушки с захваченных судов, десятину от добычи и каждый третий корабль.

Фактически Карстен Роде – это первый адмирал Русского флота, правда, ему ещё надо было этот флот создать. В начале лета 1570 года Роде прибыл на Эзель, где купил на царское золото корабль, там же он получил ещё одну каперскую грамоту, от герцога Магнуса. 1-й корабль Русского флота Грозного царя назвали «Весёлая невеста». Это был пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн. Роде навербовал 35 человек команды, вооружил корабль тремя литыми чугунными пушками, 10-ю меньшими орудиями (барсами), 8-ю пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов».

Уже через несколько дней после выхода в море Роде атаковал первую цель – шведский военный флейт. Что интересно, Роде ходил под древним русским боевым «червленым стягом», флагом красного цвета.

Добычу привели на остров Борнхольм, остров каперов, своего рода военно-морскую базу. Тут же стояла датская эскадра, и датский адмирал, считая флот Ивана Грозного союзником, помогал лоциями, картами и людьми.

В течение двух недель Роде захватил ещё несколько шведских и польских торговых судов. В середине лета флотилия Роде из 3-х кораблей напала на караван из 5-ти судов. Чуть позднее он разгромил караван из 17-ти судов, шедших из Данцига, ни одно судно не ушло.

Карстен Роде действовал весьма успешно и нагло, русские моряки под его началом быстро освоились, проявляли храбрость и дисциплину.
Большую помощь оказывала Дания.

Шведы устроили на русскую эскадру настоящую «охоту», даже один раз шведский флот настиг его эскадру. Несколько кораблей погибло, но остальные прорвались к Копенгагену и скрылись под защиту батарей датского короля.

Пиратские суда под "червлёными" стягами
Пиратские суда под "червлёными" стягами

К сентябрю 1570 года под командой Роде было 6 кораблей с вполне боеспособными командами. Роде под покровительством двух монархов создал фактически «пиратское государство». Он захватил более 20 судов общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона иоахимсталеров серебром меньше чем за год. Поляки даже пожаловались на Роде Ивану Грозному (!) за «бесчестные» методы войны.

Причём Швецию и Польшу раздражало не только «бесчинство» Роде, но и то, что у Москвы появился флот, возглавляемый настоящим профессионалом своего дела, который был «адмиралом царя» и матросы которого получали царское жалованье. Русский флот постоянно рос, насчитывая уже 17 вымпелов.

Последний морской бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года, шведы устроили ловушку – за купеческим судном-«приманкой» шли три фрегата. Когда Роде атаковал «наживку», то фрегаты атаковали «пиратов». Эскадра Роде понесла потери, но оправилась, и шведы были разбиты, русские канониры подавили их артиллерию, а затем шведские корабли взяли на абордаж.

Но тут датский король, оправдываясь тем, что Роде стал захватывать купцов в водах Дании, нарушая её торговлю, и под давлением соседей, приказал взять его под домашний арест. Команды были распущены, корабли и имущество конфискованы. «Адмирал» Роде несколько лет был под домашним арестом, а потом пропал. Иван Грозный требовал, чтобы его вернули на Русь, т. к. это его адмирал, и он сам мог провести над ним суд, но датский король отказал.

Создать вторую Балтийскую эскадру Иван Грозный уже не смог.