Если забить в Яндекс.Навигатор название острова Кауаи, то он оптимистично проложит туда маршрут, несмотря на расстояние в 12 тыс. км, кучу географических препятствий и непреодолимый, суровый и, подозреваю, совсем не тихий Тихий океан.
Вот карта острова, которую предлагает нам Яндекс. Радуют глаз географические названия, которые для остроты восприятия русского человека дублируются по-русски. Лихуэ, Ханапепе, Ваимеа, Ханалей... Такие родные, милые сердцу русские названия.
Понятно, что в Навигаторе куда ни ткни, будь то Перу, остров Кергелен или индийский штат Керала, все топонимы будут подписываться по-русски. Но в случае с островом Кауаи, который расположен в манящих водах в тропиках Тихого океана, кириллица выглядят особенно уместно. Почему? Да потому что двести лет назад этот остров, историю которого мало кто знает, взял и просоединился к России.
Что же за история?
18 век. Россия активно осваивает Тихоокеанский регион. Русские появились на Аляске, на Алеутских островах, на западном побережье Северной Америки. Где ступила русская нога, там выросло поселение. За поселением – производство. За производством – торговля. Особенно оживился процесс, когда в 1799 году была создана Русско-Американская компания, РАК, - полугосударственное колониальное торговое предприятие, аналогичное тем, которые уже были в других имперских державах. Деньги и так все приводят приводят в движение, а когда это связано с открытием и освоением новых земель, то энтузиазм покорителей этих самых земель возрастает многократно.
Логично предположить, что русская Америка стала потихоньку расширяться по поверхности, а следующим шагом экспансии России в Тихоокеанском регионе стал юг.
Одним из наиболее подходящих мест для создания новой базы для колонии выглядели Гавайские острова. Они были единственной крупной территорией на пути от западного побережья Америки к восточному Евразии. И тут провидение как будто само подталкивало русских к тому, чтобы заявиться на островах.
На Гавайях до прихода русских как раз завершался процесс объединения островов под властью короля Камеамеа I. Но была одна проблема. На двух островах - Кауаи и Ниихау - правил его главный противник Каумуалии. Этот царек в соперничестве с Камеамеа был заинтересован в поддержке более мощного государства, и появившиеся на островах русские пришлись ему как нельзя кстати.
Главное событие, подтолкнувшее россиян к колонизации Гавай, произошло в 1815 году. Тогда, именно у берегов Кауаи, потерпел крушение русский корабль «Беринг». Он приплыл на Гавайи с целью покупки продовольствия для снабжения колоний на Аляске. Но завершить миссию не удалось - на прикол под пальмами стали и корабль, и грузы, и мечты моряков на возвращение. Всем этим завладел король Каумуалии.
О наших дома забеспокоились. Для возвращения имущества и корабля глава РАК А. А. Баранов снарядил на острова вооруженную экспедицию. Но сначала туда же, со специальной миссией на иностранном судне был отправлен барон Георг Антон Шеффер, служивший в той же компании врачом.
Первым делом Шеффер прибыл на остров Оаху и познакомился с королем Камеамеа. Тот сначала обещал решить вопрос. Однако после того, как на острова прибыли русские корабли, отношения между Шеффером и королем расстроились, и в мае 1816 года барон отправился на остров Кауаи вызволять «Беринг» самостоятельно.
Каумуалии как будто ждал этого момента. Тепло встретив русского, он не только отдал захваченный корабль, но и сделал предложение, от которого нашим миссионерам тяжело было отказаться. Островитянин предлагал следующее. А) принять принадлежащие королю острова под покровительство России, Б) Навсегда стать верным российскому скипетру В) Островитяне становятся подданными России Г) Ну и все, что хотите, то и делайте на острове. Последний пункт, впрочем, является авторским измышлением, но подозреваю, что торжественность и однозначность первых трех пунктов в итоге должна была приводить к четвертому.
21 мая 1816 года Каумуалии принял русское подданство. Над островом Кауаи был поднят российский флаг.
Радостная веха в истории русской колониальной политики была омрачена, вероятно, только одним грустным фактом: фотоаппаратов еще не было, и отснять данное событие для потомков, а тем более выложить фоточки в соцсети, никто не смог.
Копии соглашений были отправлены в Ново-Архангельск, столицу Русской Америки (ныне – г. Ситка) и в Санкт-Петербург. Конечно, ежу понятно, что король Кауаи преследовал собственные цели и рассчитывал с помощью русских обрести независимость от Камеамеа. Но нам-то, получившим во владение целый тропический остров, какая вообще была разница?
Далее последовали 14 месяцев русской весны на Гавайях. Шеффер принялся обустраивать Кауаи с энтузиазмом молодого мужа, у которого вот-вот родится ребенок. Здесь появилось настоящее русское поселение, даже с подобием настоящей улицы и площади. Были построены несколько зданий для факторий. Под магазин король отдал каменное строение. Заложили три крепости – каменную Елизаветинскую, Александровскую и имени Барклая-де-Толли.
С островитянами у русских сложились хорошие, под стать климату, отношения.
Туземцы, кстати, этому факту были очень рады. До русских у них уже был опыт общения с беспринципными американцами, поэтому они выражали нашим людям знаки внимания везде и всегда. Например, русский мореплаватель О. Коцебу сообщал на сей счет:
«Островитяне принимали нас предпочтительно перед всеми жившими здесь европейцами, везде и все нас ласкали. И мы не имели ни малейшей причины быть недовольными».
Но, как известно, у дома, в котором живет счастье, есть соседи. Излишняя деловитость Шеффера вскоре сыграла против него самого. Недовольные появлением на Кауаи конкурентов американцы построили по соседству с русскими собственную факторию. При поддержке короля Камеамеа они начали вытеснять русских с островов. Как тогда, как сейчас, и как всегда, штатовцы действовали по принципам гибридной войны. Они подкупали вождей, скупали территории, перехватывали товары, обещанные русским. Потом, конечно, дошло и до прямых угроз королю Каумуалии - если, мол, тот не прогонит русских с Кауаи, «то придут к оному пять американских судов и убьют как его, так и индейцев».
Чем в итоге закончилось?
Над русской миссией на Гавайях нависла конкретная угроза. Когда стало очевидно, что двумя кораблями и тремя топорами наши против капиталистов не выстоят, и нужно выбирать между жизнью в раю и просто жизнью, колонисты приняли решение отплыть с Гавайев. К тому времени на Кауаи уже был отстроен небольшой городок, но все пришлось оставить на потребу подминающему под себя не только Гавайи, но и весь земной шар вездессущему доллару. Американцы вскоре срыли все здания и крепости, дабы ничто на Гавайях не напоминало о русских. И стали в одиночку барствовать на Кауаи.
Что касается последующей судьбы русской миссии на Гавайях, то далее все произошло откровенно по-нашему. Когда само мероприятие приказало долго жить, а русские приплыли домой, послание об успехах Шеффера (ещё не забыли про такое?) дошло, наконец, до Санкт-Петербурга. Там, изучив материалы дела, правительственная комиссия в лице самого императора Александра I, а также министра иностранных дел К.В. Нессельроде отклонила предложение гавайского короля о подданстве. В решении говорилось:
«Государь император изволит полагать, что приобретение сих островов и добровольное их поступление в его покровительство не только не может принесть России никакой существенной пользы, но, напротив, во многих отношениях сопряжено с весьма важными неудобства ми. Потому его Величеству угодно, чтобы королю Томари изъявя всю возможную приветливость и желание сохранить с ним приязненные сношения, от него помянутого акта не принимать, а только ограничиться постановлением с ним вышеупомянутых благоприязненных сношений, в каковых они находятся с другими независимыми государствами».
Шеффер, кстати, был уволен из Русско-Американской компании. А сама компания, по отчётам, вместо новой колонии получила убыток в 200 тыс. руб. Вот и такие получились гавайские каникулы врача.
Что побудило императора отказать гавайскому коллеге? Историки видят в этом две причины.
Главная заключалась в политической ситуации в Тихоокеанском регионе, где в тот период, помимо России, присутствовали также другие крупные державы - США и Великобритания. И если с американцами Россия ходила как бы в союзниках, то Британия традиционно была одним из главных политических соперников России. Не такой уж и лакомый кусок был для Александра этот Кауаи, чтобы портить отношения с британцами.
Вторая причина заключалась в огромном расстоянии до Гавайских островов. Только представьте - даже от Ново-Архангельска до Гавайев кораблям предстояло плыть более месяца. Что тогда было говорить о путешествии, которое затеял бы какой-нибудь новый Афанасий Никитин, отправляясь на Гавайи из европейской части России? В одном из документов департамента мануфактур и внутренней торговли по поводу Гавайев есть замечание:
«Мудрено будет устроить правительству мануфактуры на островах, в другом полушарии находящихся, которые от ближайших русских владений то-есть, Алеутских островов находятся почти за 2 000 верст, сии последние от Санкт-Петербурга за 12 000 вер., следовательно, распоряжения по управлению сему будут насылаться за 14 000 вер.»
Ну и наверняка, присутствовал в решении государя пресловутый эмоциональный момент. Представьте себе, сидит царь, без которого в государстве и травинка не шелохнется. Решает разные важные дела. Подписывает бумаги. И тут ему докладывают, что какой-то там Шеффер, без царской воли, без государственного ведома, самым самостийным способом присоединяет к России кусок территории. Да даже если до этого царь и хотел присоединить к империи какой-нибудь тепленький островок, то теперь все его мысли по отношению к Шефферу сводились лишь к тому, чтобы послать его на.
Ну и остаётся, конечно, сожалеть, что почта в те времена была никакая. Ведь с момента вхождения острова Кауаи в состав России до получения письма в Питере прошёл почти год. И поскольку ложка дорога к обеду, то кто его знает, что сказал бы император, если бы весть о покорении Гавайев дошла до него сразу. Хотя это тоже авторские измышления.
Вот так началась, проходила, год просуществовала и благополучно завершилась русская колонизации Гавайев..
Остров Кауаи сегодня - один из привлекательных, чуть не сказал черноморских, - тихоокеанских курортов.
Он, как и все Гавайи, принадлежит США. В год сюда приезжает миллион туристов. А его главной достопримечательностью, помимо вулканов, которые могут бахнуть в любой момент, являются домашние курицы.
Они в огромном количестве ходят по острову и воруют у людей вещи из сумочек. Ну тут, как говорится, чему американцы научили, тому и научили.
На сегодня пока все. До новых встреч на нашем канале. Заходите иногда, если захотите что-то почитать.