В преддверии Рождества и Нового года сказочный Санта-Клаус начинает своё путешествие на санях, запряжённых девятью летучими северными оленями, развозя подарки и выполняя новогодние желания.
Однако, для трейдеров и инвесторов имя новогоднего волшебника связано, прежде всего, с термином «Ралли Санта-Клауса». Что же это такое и как оно работает? Попытаемся разобраться.
Вообще, фактор сезонности несмотря на то, что он не является устойчивой закономерностью, на рынках присутствует. Так, зачастую конец весны и лето являются периодом затишья на биржах – трейдеры уходят в летние отпуска. У американских трейдеров даже есть поговорка “sell in May and go away” («пришёл май – всё продай и отдыхай). В конце же года очень часто торговая активность, наоборот, повышается.
В далёком 1972 году (я в это году только появился на свет) основатель и главный редактор журнала «Альманах биржевого трейдера» Йель Хирш опубликовал результаты исследования динамики фондового рынка США с 1952 по 1971 гг., которые гласили, что в 17 из 20 исследованных лет в период перед рождественскими праздниками индексы показывали рост. Например, индекс широкого рынка S&P500 в последние пять торговых дней уходящего года и два первых торговых дня нового года прибавлял в среднем 1.35%. Именно с его лёгкой руки термин «Ралли Санта-Клауса» прочно вошёл в лексикон всех, кто связан с финансовыми рынками.
И хотя это ралли также не стало устойчиво закономерностью, статистка показывает, что в указанный период рынка чаще показывают рост, нежели понижение.
Природа новогоднего ралли определяется несколькими факторами.
В числе первых называют общие позитивные настроения, царящие на рынках и биржах перед новогодними праздниками. Очень часто крупные компании по итогам года (если он оказался успешным) выплачивают премии своим сотрудникам. И многие сотрудники, будучи грамотными инвесторами, вкладывают эти деньги в рыночные активы.
Кроме этого, не следует списывать со счетов повышенную активность розничных инвесторов: профессионалы уходят на рождественские каникулы, а частники захватывают инициативу и своими покупками гонят котировки вверх.
Хедж-фонды также вносят свою лепту, покупая акции лидеров роста, чтобы обеспечить в конце года положительную отчётность для своих клиентов.
Ну и, наверное, самая главная причина – это желание заработать на «новогоднем ралли» и не остаться в стороне, когда идёт взрывной рост акций, которые потом, в январе, можно будет выгодно продать.
В целом, учитывая выше сказанное о некой сезонности рынка, – период ноября-декабря на финансовых площадках считается самым активным и прибыльным.
Негативный момент применительно к Ралли Санта-Клауса только один: даже если оно регулярно повторялось на протяжении нескольких лет, нет никаких гарантий, что и в этом году оно состоится.
Да статистика, собранная «Альманахом биржевого трейдера» показывает, что за 70 лет – 1950 по 2020 гг – Ралли Санта-Клауса имело место 58 раз, но…
Если вы посмотрите на Dow-Jones, S&P50 и NASDAQ, то увидите, что, например, в конце прошлого 2020 года на графиках всех трёх ведущих фондовых индексов США нет даже намёка на ралли.
Были годы, когда на рынках наблюдалось снижение – например на рубеже 2000-2001 гг было зафиксировано падение на целых 4%. Вскоре после этого разразился так называемый «кризис доткомов». А в 2008 г. падение рынка в новогодние праздники спровоцировало дальнейшее медвежье ралли, второе по величине по всей рыночной истории.
А вот в этом году индексы показывают столь впечатляющий рост, что под угрозой оказались исторические максимумы по всем трём инструментам.
Всё вышесказанное более справедливо для американских рынков.
На российском же рынке Ралли Санта-Клауса пока нельзя назвать закономерным и ожидаемым.
Изучайте рынки и не забывайте: торговля на финансовых рынках сопряжена с рисками потери денег.
Смотрите обзоры рынка на канале «Простая аналитика»:
https://rutube.ru/channel/23982379/
Ваш А.Константинов