Мода на машины белого цвета, которая получила распространение еще в начале 2010-х годов, до сих пор остается актуальной во всем мире, однако в России она обрела новую силу. Как известно, белая революция в автоиндустрии, завершившая десятилетнюю эпоху серебристого колера, отчасти стала заслугой известного производителя гаджетов Apple – именно благодаря белым айфонам и айпадам белый цвет стал ассоциироваться у большинства потребителей с высокими технологиями, в том числе и применительно к автомобилям. В последнее время этот колер стал наиболее востребованным в нашей стране, что обусловлено как возможностями производства (эмали от зарубежных поставщиков из-за санкций оказались недоступны), так и предпочтениями покупателей, желающих сэкономить (белый цвет является базовым и не требует доплаты).
Как рассказала порталу KazanFirst руководитель пресс-службы автомобильного маркетплейса Fresh , популярность белых автомобилей в России объясняется рядом фактором. Во-первых, белый цвет не так сильно поглощает солнечные лучи, как темные оттенки, что особенно актуально для жителей южных регионов страны и в жаркую погоду. Это позволяет меньше использовать кондиционер, за счет чего экономится около 13% топлива.
- К тому же за белый цвет кузова не приходится доплачивать, в то время как выбор более броских оттенков обойдется покупателю примерно в 20 тысяч рублей. Белый автомобиль является универсальным и подходит для автомобилистов любого пола и возраста, поэтому его проще продать на вторичном рынке, чем, например, красный или желтый, – констатирует Анастасия Камышникова.
Кроме того, на авто белого цвета не так заметна пыль, что упрощает ежедневную эксплуатацию. Светлые тона более заметны всем участникам дорожного движения, что снижает риск возникновения аварийных ситуаций, добавляют в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Между тем, по данным «СберАвто», помимо белого цвета, который в 2023 году выбрали примерно 15% покупателей автомобилей, второе место по популярности разделили черный и серый цвета (по 14%), а замыкают тройку лидеров серебристый и темно-синий – их предпочли по 10% потребителей. В целом многие автомобилисты считают, что цвет машины не имеет большого значения, но для российских реалий лучше всего подходят темные тона.
Как отмечают в пресс-службе ГК «Автодом», выбор автомобилей в таких цветах продиктован практичностью клиентов. На серых и серебристых машинах реже видны загрязнения, на черных и белых – менее заметны несущественные потертости и сколы лакокрасочного покрытия. К тому же такие автомобили более ликвидны, меньше теряют в цене при перепродаже.
В свою очередь на «АвтоВАЗе» порталу KazanFirst сообщили о расширении цветовой гаммы автомобилей Lada, в которой недавно появились серебристый «Платина» на модели Lada Vesta, а также темно-серый «Борнео» на Lada Granta и Niva Legend. Новые цвета дополнили уже применяемые для всех семейств Lada белый «Ледниковый» и черный «Пантера», а также серебристый «Платина» для Lada Granta и темно-зеленый для Niva Travel и Niva Legend.
А вот автомобили ярких и светлых цветов пользуются у россиян гораздо меньшим спросом, впрочем, как и в большинстве других стран. У автопроизводителей такие оттенки считаются «нишевыми», и в условиях низкого спроса на нашем рынке они стараются лишний раз не экспериментировать с цветовой гаммой своих моделей. В то же время яркие цвета позволяют автовладельцу выделиться в дорожном потоке и проявить свою индивидуальность. Поэтому нестандартные оттенки зачастую становятся фирменными цветами новых моделей, что призвано привлечь интерес покупателей.
По словам Анастасии Камышниковой, несмотря на то, что автомобили с яркой окраской кузова – красной, желтой или фиолетовой – сложнее продать на вторичном рынке, их чаще выбирают представители сильного пола. Это объясняется тем, что мужчины испытывают повышенный интерес к спортивным авто, которые зачастую выпускаются в ярких цветах. И пока покупка спорткара по каким-либо причинам невозможна, отдают предпочтение броским оттенкам и при выборе повседневного автомобиля. Также покупательской аудиторией ярких машин являются женщины и молодежь, традиционно более открытые к цветовым экспериментам.
Согласно данным «СберАвто», машины необычных цветов (за исключением черных, белых, серых и серебристых) составили лишь 8% от общего количества объявлений, представленных на платформе. В топ-10 самых редких вошли пурпурный (менее 1%), золотой (1%), желтый (2%), фиолетовый (3%), оранжевый (4%), голубой (6%), зеленый (8%), бежевый (9%) и коричневый (18%). Гораздо чаще встречаются красные (21%) и синие (27%) автомобили. Больше всего предложений автомобилей нестандартных цветов в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Свердловской области, Республике Татарстан и Воронежской области.
Действительно, автомобили ярких цветов выбирают в основном жители больших городов, тогда как в регионах люди остаются приверженцами неброских оттенков. Считается, что жители мегаполисов в большей степени стремятся следовать автомобильной моде, для провинциалов же важнее, чтобы автомобиль нейтрального цвета легче мылся и под него было проще подобрать краску в случае ремонта.
- Яркие автомобили чаще покупают люди в возрасте до 40 лет, желающие подчеркнуть свой статус. Нестандартный цвет авто – это отличительная черта, которая обретает дополнительную актуальность в условиях дефицита автомобилей в бюджетном сегменте. В 2024 году эти тенденции сохранятся, так как в массовом сегменте базовые черно-белые оттенки занимают лидирующие позиции, – резюмируют в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».