«Подстрекающее чувство» к продолжению работы над «Войной и миром» – так Л. Н. Толстой характеризовал эмоции, которые у него вызывали иллюстрации к недописанному роману. В отличие от некоторых писателей (в том числе Н. В. Гоголя и др.), считавших, что художники навязывают свою трактовку произведения читателю, именно сам Толстой стал инициатором иллюстраций к «Войне и миру». Однако они так и не вошли в первое полное издание романа.
Первый художник, которому автор доверил визуальное сопровождение своего замысла, был Михаил Башилов (1821-1870), вхожий в семью Толстых (он был двоюродным дядей Софьи Андреевны Толстой). Башилов уже прославился к тому времени в качестве живописца, карикатуриста и иллюстратора «Горя от ума» А. С. Грибоедова, басен И. А. Крылова и др.
Башилов работал одновременно с написанием романа. Толстой присылал Башилову рукописи, заметки, Башилов Толстому – наброски иллюстраций, которые сообразно видению автора романа порой корректировались. Такая переписка продолжалась с 1866 по 1867 г. (в будущем к ней будут неоднократно возвращаться другие иллюстраторы «Войны и мира», находя ценные для своей работы пояснения). Однако первое взаимодействие художника и автора затрудняла болезнь Башилова, а также быстрое охлаждение Толстого к работам художника, образы многих героев казались автору романа выполненными неудачно. В итоге Башилов успел закончить не более тридцати рисунков, Толстой решил печатать без них.
5 апреля 1893 года в Третьяковской галерее на Передвижной выставке художников Толстой знакомится с молодым талантливым художником Леонидом Пастернаком (на тот момент одна из картин Пастернака прямо с мольберта уже была приобретена Третьяковым для своей коллекции).
Художник был приглашен в дом Толстого, где показал свои рисунки. Это оказалось началом крепкого творческого союза автора и художника. Пастернак создал более тридцати портретов писателя, проиллюстрировал множество произведений Льва Николаевича, включая «Войну и мир».
Из книги Л. О. Пастернака «Записи разных лет»:
«Сначала Толстой не проронил ни слова. Потом… обратился ко мне: Ведь вот как странно это бывает… Когда у белки уже нет зубов, ей преподносят орешки! А ведь когда-то, когда я писал «Войну и мир», я мечтал о таких иллюстрациях… Прекрасно, прекрасно!..».
К настоящему времени известно немало имен художников, пусть и не получивших личное одобрение писателя, но иллюстрировавших произведения Л. Н. Толстого в традициях своего времени. Среди них, например: В. И. Суриков, К. А. Савицкий, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, М. В. Нестеров, К. В. Лебедев, П. М. Боклевский, А. Д. Кившенко, Родионов М. С., Н. И. Пискарев, К. И. Рудаков, В. А. Фаворский, Н. А. Тырса, М. К. Соколов, М. С. Родионов, А. А. Пластов, В. А. Милашевский, Д. А. Шмаринов, А. В. Николаев и многие-многие другие. Большинство из них не могли пройти, погружаясь в творчество Толстого, и мимо «Войны и мира».
Вот, например, как выглядели иллюстрации В. А. Серова 1951-1953 гг.:
Чем дальше от событий романа, тем больше времени требовалось на воссоздание образов. У многих художников уходили годы только на подготовку к первым эскизам: перечитывание текста романа, ознакомление с документами – свидетельствами эпохи, изучение одежды, мебели и т. д. Ведь речь шла не только об отражении в рисунках собственной позиции или наиболее точном следовании авторскому замыслу, но и о грамотном изображении предметов, соответствующих периоду, раскрытии персонажей с точки зрения человека, живущего в начале XIX в.
Так, например, художник Дементий Алексеевич Шмаринов (1907-1999 гг.), проиллюстрировавший более 200 произведений известных писателей (Пушкина, Некрасова, Толстого, Горького, Гоголя, Достоевского и др.), всегда стремился проникнуться атмосферой книги, вжиться в эпоху, для этого ездил на места событий, ходил в музеи, изучал документы.
Во время работы над хорошо известными сегодня иллюстрациями к «Войне и миру» Д. Шмаринов ездил в Ясную Поляну, снова и снова изучал текст любимого им произведения Толстого, замечания писателя первому художнику, ходил в музеи, изучал оригиналы исторических документов.
Графическая манера, уголь и черная акварель, лаконизм, как иногда считается – отражение его собственной эпохи: войны, прошедшей через души современников Шмаринова.
Много лет трудился над иллюстрациями к «Войне и миру» другой известный нам по иллюстрациям художник Андрей Владимирович Николаев (1922-2013 гг.). Первую свою иллюстрацию к «Войне и миру» он создал ещё ребенком, не умея читать, а слушая лишь пересказ книги соседки. Окончив школу, он попал на фронт. К детскому увлечению удалось вернуться только в 1950-е гг.
Трудности возникали с тем, чтобы попасть в эпоху, в мир, созданный Л. Н. Толстым. Как писал сам художник: «Тогдашние мои увлечения Матиссом выбили меня из колеи. Сделав более полусотни рисунков, я осознал, что обкрадываю сам себя и не добиваюсь цели. И манера, и весь строй живописи оказались чужеродными не только эпохе 1812 года, но, что самое главное, они были несовместимы с Толстым. Работа, однако, не пропала даром, и из нее родился «третий» вариант…». Упорный труд принес плоды. Однако, как оказалось, было рано останавливаться. Примерно с 1958 по 1977 г. наряду с другой работой, продолжалась эпопея художника: новые предложения от издательств и новые эскизы героев «Войны и мира»…
К настоящему времени вышло в свет более десятка изданий с иллюстрациями Николаева общим тиражом более полутора миллионов экземпляров. Кроме того были изданы и серии открыток «Война и мир» с иллюстрациями Николаева.
Иллюстрации, как и мастеров, прикоснувшихся к миру Л. Н. Толстого, можно перечислять дальше и дальше. «Война и мир» и сегодня привлекает внимание многих иллюстраторов: история толкований романа глазами новых читателей продолжается.