Найти тему
Гипермышление

Метод Сократа или зачем задавать вопросы?

Этот выпуск не даст вам готовых ответов,
но научит задавать вопросы.

Сократ - это первый из знаменитой тройки греческих философов, а знаменит он прежде всего тем, что не записывал за собой, а размышлял, задавал вопросы и вел диалоги с учениками. Одним из его учеников был Платон, из работ которого мы и сложили представление о Сократе, его методе размышления.

Сократ (памятник)
Сократ (памятник)

В Гипермышлении, есть один из приемов - #Гэй, который помогает освоить т..н. социальное мышление, научиться пользоваться знаниями и мыслями других людей задавая им те или иные вопросы. При чем варианты могут быть разными, от массовых опросов на заданную тему, до глубинных интервью, и даже вопрошание одного и того же вопроса одному и тому-же человеку. Но с Сократом не все так просто, так как он прежде всего спрашивал самого себя, а во-вторых, он спрашивал себя не для того, чтобы получить ответ, а чтобы найти правильный вопрос. В общем нет смысла искать правильный ответ на неправильно заданный вопрос.

Но какой вопрос считать правильным? Этого вам не скажет ни сам Сократ (будь он живым), ни его ученик Платон. Но все-такие есть определенная линия рассуждения, которая может в этом помочь.

-2

Первое - это спрашивать себя постоянно: О чем я сейчас думаю? - тем самым направлять свое мышление и внимание, не давать ему блуждать и хвататься за приманки и ярлыки.

Второе - это сомневаться в том, что понимаете то, о чем думаете. Смотреть, представлять, думать - это все необходимо для понимания, но не достаточно.

Третье - это доказательства, обоснование суждений, доводы и выводы. На чем строятся ваши суждения? Что вы сделали или предприняли, чтобы иметь этим самые доказательства?

Четвертое - представим что я прав, и мои суждения достоверны и имеют основание, например наблюдение, личных опыт или эксперимент. То можно ли об этом думать как-то иначе, иметь другую точку зрения? Оказывается что не только можно, но и нужно и для творчества, и для понимания работы всей системы, и для построения отношений!

Пятое - что мне делать с моим пониманием? т.е. Каковы последствия того, что я не просто вижу и знаю, а понимаю? Что мое понимание может изменить в моих действиях и насколько существенно? Буду ли я действовать с пониманием лучше или быстрее, чем если бы я просто делал так, как написано?

В общем можете выписать свои ответы на эти вопросы и определить уровень на котором вы сейчас находитесь и от чего отталкиваетесь в размышлениях.

ИП/2023/12/19

p.s.
Следующий день, я сделаю шаг, буду фиксировать свое внимание на том, о чем я думаю в тот или иной момент времени. Присутствовать в настоящем и управлять своим мышлением и вниманием, не давать последнему загрузить мозг не существенными, но приятными постами в инете, которые лишь создают иллюзию понимания того, что происходит, скармливая нам готовые смыслы.

Поиск смысла жизни превратился в ожидание смысла по ТВ
Поиск смысла жизни превратился в ожидание смысла по ТВ