Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Угрюм-река" (СССР, 1969) и "Трое в лодке, не считая собаки" (СССР, 1979): разные фильмы, разные мнения

Трое в лодке, не считая собаки. СССР, 1979. Режиссер Наум Бирман. Сценарист Семён Лунгин (по мотивам одноименной повести Джерома К. Джерома). Актеры: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Лариса Голубкина, Алина Покровская, Ирина Мазуркевич, Зиновий Гердт, Григорий Шпигель, Юрий Катин— Ярцев, Георгий Штиль, Татьяна Пельтцер и др. Премьера на ТВ: 4 мая 1979.

Лучший режиссерская работа Наума Бирмана (1924—1989), бесспорно, военная драма «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1966), но зрителям хорошо известны и другие его заметные фильмы — «Учитель пения» и «Трое в лодке, не считая собаки».

Передать на экране английский юмор Джерома К. Джерома – задача не из легких, и многим зрителям XXI века кажется, что режиссеру это не удалось. Однако у комедии Н. Бирмана и сегодня немало поклонников, которые восхищаются актерской игрой трио Андрея Миронова, Александра Ширвиндта и Михаила Державина.

«За»:

«Великолепный фильм. Очень нравится. Прекрасная игра актёров (С. Шойлица).

«Фильм простой, легкий и вполне смотрибельный» (Норвикова).

«Очень хороший фильм. Блестящая экранизация. … Мне все герои понравились. Особенно главные – Миронов, Ширвиндт, Державин. … Я так насмеялся. Смотрел в комнате поздно, когда мои уже спали. И мой смех их разбудил. Они проснулись и тоже стали смеяться и смотреть фильм вместе со мной» (Валера).

«Против»:

«Фильм совершенно не понравился. Каждый из актеров просто собой любуется и режиссерская работа оставляет желать! Только собачка прелестна. Она одна играла искренне. Конечно, чтобы передать юмор автора книги, надо очень постараться, а тут никто не старался. Не фильм, а басня про Лебедя, Рака и Щуку. Каждый свое, а в результате плохой фильм» (Елена).

«Не люблю этот фильм. Джером — это воплощение английского юмора, и чтобы его адекватно воспроизвести, нужно приложить изрядные усилия. Увы, Наум Бирман пошёл по очень простому пути — нагнать в фильм прекрасных актёров и заставить их самих выкручиваться» (М. Кириллов).

«На днях по телику повторяли этот фильм. Попытался посмотреть — не идет. Да это и понятно — снятый сорок лет назад, он не из тех фильмов, что с годами смотрятся еще лучше. Помню, в детстве, когда читал книгу, со мной была истерика от смеха. … В фильме режиссер благополучно миновал все смешные эпизоды книги. Его расчет был на всенародную любовь, а вовсе не на стремлении передать дух романа» (Э. Логоев).

Киновед Александр Федоров

-2

Угрюм—река. СССР, 1969. Режиссер Ярополк Лапшин. Сценаристы Ярополк Лапшин, Валентин Селиванов (по одноименному роману Вячеслава Шишкова). Актеры: Георгий Епифанцев, Виктор Чекмарёв, Людмила Чурсина, Валентина Владимирова, Гиви Тохадзе, Александр Демьяненко, Афанасий Кочетков, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов, Даниил Нетребин, Юрий Медведев, Нонна Тен и др. Премьера на ТВ: 15 апреля 1969.

Режиссер Ярополк Лапшин (1920—2011) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Игра без правил», «Угрюм—река» и «Приваловские миллионы) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Драма «Угрюм—река» изначально была снята для телевидения, и в апреле 1969 года её четырехсерийный вариант был показан по центральному ТВ. Успех премьеры был таков, что вскоре подготовленная для кино двухсерийная версия фильма была выпущена в прокат и сумела привлечь в кинозалы 15,5 миллионов зрителей.

В своей книге о творчестве Я. Лапшина киновед Наталья Кириллова пишет, что «страна влюбилась в этот фильм сразу, благодаря не только знакомому сюжету, но прежде всего – ярким актерским работам. Многим зрителям запала в душу гордая красавица Анфиса в исполнении Людмилы Чурсиной, которая сыграла натуру сильную и страстную, борющуюся за право любить и быть любимой» (Кириллова, 2015: 62).

Зрители XXI вспоминают этот фильм с удовольствием:

«Вот такое кино и есть украшение отечественного кинематографа, наш золотой фонд! Вот образец, как надо снимать кино, если художнику есть, что сказать людям! Какие актёрские работы, какие шикарныё образы, что не роль шедевр! … Никакой фальши, перекинь мостик в сегодняшний день, не ошибёшься! Такой фильм снят на века, пока есть Россия, можно и этот киношедевр показывать всегда актуально, свежо, интересно! Всё в этом произведении — от сценария до режиссуры, от актёров до художников — высшей пробы! Настоящие искусство!» (И. Земляков).

«Гениальнейший фильм! Один из самых любимых. Каждый раз вновь ощущаешь и переживаешь трагедию отдельных людей и всего государства Российского, неминуемую гибель» (С. Варагина).

«Фильм прожигает насквозь. Замечательная постановка, великолепные актеры. … Странно и обидно, что такой талантливый и самобытный писатель — Вячеслав Шишков — как-то забыт в последнее время. … Но мы обсуждаем не писателя, а фильм... Очень мне понравилась игра Александра Демьяненко. Людмила Чурсина — какая красавица! Очень достойная экранизация прекрасного романа!» (Эфрата).

«Это шедевр! Смотрел этот фильм бессчётное число раз, но каждый раз он нравится всё больше и больше! Какие актёры, какая достоверность!» (Юрий).

«Действительно, с каждым разом фильм смотрится все с большим интересом. А фильмов сейчас таких нет потому, что нет таких актеров и режиссеров. Когда смотришь этот фильм, даже не думаешь, плохо или хорошо играет актер, такие мысли даже в голову не приходят. Перед тобой проплывает настоящая жизнь героев» (Новикова).

«Мне кажется, что это лучший советский фильм. Чурсина здесь превзошла саму себя. Удивительно, но все актёры здесь играют прекрасно! А у Демьяненко это лучшая роль в его жизни. И каждый артист выдаёт комические эпизоды. Действительно шедевр из шедевров. Возможно, это лучший фильм в мире» (Викторешек).

Киновед Александр Федоров