Мои родственники, из которых на белом свете я остался один (родители, сестры, брат), утверждали, что я еще в дошкольном возрасте знал алфавит и мог написать слово РОДИНА, еще не понимая его смысла.
Со временем я все больше стал понимать, что понятие РОДИНА очень содержательное и своими корнями уходит в глубину бытия, расширяясь в пространстве, в котором живет человек, до размеров страны. Сейчас, в возрасте 85 лет, я в этом убежден окончательно.
Моя малая родина – небольшой городок Новоузенск в бескрайней степи Саратовского Заволжья. Уникальна история его появления на карте нашей страны.
С середины XVIII века заволжская степь Европейской России стала активно заселяться. В степную глушь бежали крестьяне, спасаясь от феодального гнета крепостничества, бежали от рекрутчины, беглые из мест ссылки и тюрем, т.е. люди, искавшие воли, по нынешним понятиям – свободы. Поселенцы строили саманные жилища, обзаводились скотом, осваивали земледелие. В большинстве своем эти люди были православными, считали Россию родной матерью.
Государственная власть на эти поселения и территории активно воздействовать не могла прежде всего из-за такой естественной причины, как великая река Волга, преодолевать которую было весьма проблематично в то время.
Однако жизнь этих поселений нельзя назвать беспечной и безопасной.
Именно здесь, по северной окраине прикаспийской низменности кочевали народы, не имевшие оседлости и государственной организации своей жизни. Кочевники нападали на русские поселения, грабили и разоряли их. Вести об этом кое-как доходили до престольной власти. Императрица Екатерина мудро считала, что заволжские степи – это стратегически важная территория России и поселения русских людей следует надежно защищать.
Екатерина распорядилась построить крепость в урочище реки Большой Узень с церковью, гарнизоном для защиты русских поселений от набегов «недружественных и своевольных народов». Вскоре оказалось, что в 75 верстах южнее этой крепости осталось беззащитным большое русское поселение Александров Гай (сохранилось до сих пор). Крепость была перенесена вниз по реке на 40 верст, где и был впоследствии учрежден город Новоузенск. История создания города Новоузенска закреплена во всех документах нашего времени – от архивов Самары, Саратова до Большой Советской Энциклопедии.
В 1835 году правительство России издает указ о создании в Заволжье трех новых уездов, в том числе Новоузенского, его территория простиралась от реки Урал до Волги и равнялась половине территории современной Италии. Сегодня на этой территории расположено 10 районов Саратовской области.
Как уездный город Новоузенск обрел все структурные формы государственной власти Российской империи. Были созданы городская и земская полиция, уездное казначейство, уездный стряпчий, уездный врач со штатом, почтовая контора четвертого класса, окружной суд первой инстанции, из корпуса Внутренней Охраны был назначен пост в составе воинской команды с обер-офицерами и необходимым количеством низших чинов для полицейских и пожарных команд. Саратовский губернатор мог по своему усмотрению в случае необходимости учредить дополнительные места чиновников на основании общегосударственных правил.
Таким образом, еще в 1835 году Новоузенск становится административной опорой государства в реализации политической воли на территории огромного и стратегически важного уезда России.
И теперь крестьянским ходокам, правдоискателям не надо было добираться месяцами до столицы или губернаторства: рядом стоял «парадный подъезд», перед которым можно было порассуждать – кому на Руси жить хорошо…
* * *
После реформы 1861 года в Новоузенском уезде стали появляться и укрепляться элементы капиталистических отношений в земледелии, торговле, социальной структуре. «Вольные хлебопашцы» теряли землю, которую прибирали к рукам сельские буржуа-кулаки. Они владели не только землей, но и сельхозинвентарем, рабочим скотом, кредитными средствами. Росла прослойка купечества благодаря огромным потокам хлеба высшего качества, мяса, шерсти… Особую силу обретали крупные ското-, землевладельцы, владельцы хлеба. Росло типичное для капитализма расслоение общества по имущественному признаку. Появлялись зачатки прогрессивного общественного сознания.
Новый взгляд на жизнь несли с собой возвращавшиеся с фронтов Первой мировой войны дети крестьян, особенно те, кто служил на Балтийском, Черном и других морях во флоте.
Просветляли общественное сознание люди, которых царское правительство ссылало в Новоузенск за «вольнодумство» и за политическую деятельность. Эти люди, как правило, разночинцы, обладали широким мировоззренческим кругозором, новыми техническими и гуманитарными знаниями и работали весьма успешно в управлении земской статистики, в земских школах, гимназии, в типографии, организовывали очаги здравоохранения и санитарной культуры.
К 1917 году в Новоузенске уже действовали социал-демократические организации, пользовавшиеся пониманием и поддержкой населения.
В годы Гражданской войны г. Новоузенск оказался в центре борьбы за советскую власть в степном Заволжье. На карте юго-восточной части Европейской России, которая была в кабинете-квартире В.И. Ленина, город Новоузенск был дважды ярко подчеркнут и обведен рукой Владимира Ильича. По распоряжению вождя была расшита узкая колея железной дороги на широкую – от станции Красный Кут до Александров Гая – и в кратчайшие сроки проведен телеграф в г. Новоузенск. Город стал штабом не только в борьбе с контрреволюционным казачеством, но и штабом строительства ж.-д. линии до района Эмбы, где можно было добыть нефть для фронта и хозяйственных нужд Советской Республики.
В Новоузенске все знали, что В.И. Ленин владел данными земской статистики нашего города и с доверием относился к крестьянству уезда и обоснованно считал, что трудовое крестьянство Заволжья будет надежным сторонником пролетариата в революционной борьбе.
Сразу после Гражданской войны Новоузенск стал центром социалистических преобразований в сельском хозяйстве. Здесь стали организовываться кооперативы, ТОЗы и даже коммуны. Устранив перегибы, советская власть и крестьяне нашего уезда (района) создали могучие сельхозпредприятия (колхозы, совхозы), ставшие миллионерами и гордостью зернопроизводящих регионов страны.
Наибольшего процветания аграрное производство в Новоузенском районе достигло в 70-е годы советской власти. Район был полностью электрифицирован, газифицирован; радио, телевидение, телефон были в каждом доме, а электрический свет – на каждой чабанской точке в степи. Прекрасные перспективы открывало строительство канала Волга – Урал. Создавалась мощная кормовая база животноводства, увеличивались стада тонкорунных овец и мясо-молочного крупного рогатого скота. Не отставала и сфера культуры. В городе работал народный театр, детская школа искусств, самодеятельность – в каждом сельском клубе. Формировались условия для открытия консультационных пунктов ряда саратовских вузов в нашем городе. Сельское профтехучилище готовило механизаторов широкого профиля и технических специалистов для обслуживания разнообразной бытовой техники и оборудования.
Но вот по социалистической жизни прошел «Мамай», так острые на слово мои земляки называют «перестройку». Черные, мстительные силы пронизали все поры общества, государства, экономики и при поддержке западных покровителей остановили Русь-тройку, размыли пути и дороги, залили черной грязью, затуманили завтрашний день. Ничего нового не создали, закрыли всю перспективу, лишили оптимизма и надежды на завтрашний день, уничтожили все колхозы и совхозы, производившие десятки тысяч тонн твердой пшеницы и продукции животноводства. Работы в районе и городе – море, но ничего не делается, а только разрушается то, что было создано в годы социализма. Ни большая, ни местная власть ничего развивать в городе и районе не собираются. Мягко этот процесс можно назвать застоем, опасным для общества, планов развития нет.
Новоузенск – Челябинск Окончание здесь
Автор: Николай Чепасов
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь