В статье расскажем:
- Кому не нужно, а кто должен платить утилизационный сбор;
- Как рассчитать утилизационный сбор;
- Как платить утилизационный сбор.
Утилизационный сбор представляет собой обязательный однократный платеж, который взносят в бюджет государства импортеры, производители или покупатели транспортных средств (ТС). Этот сбор применяется к автомобилям и другим колесным ТС, специализированной технике, самоходным машинам и прицепам.
Утильсбор взимается только за ТС, включенные в перечни:
- Самоходных машин и их прицепов, утвержденных постановлением Правительства № 81, таких как бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки;
- Колесных ТС согласно постановлению Правительства № 1291, таких как личные автомобили и фургоны для физических лиц, автосамосвалы, автобетоносмесители, шасси для ТС и прицепы.
Утилизационный сбор не взимается за автомобили, временно ввозимые в Россию, поскольку временное разрешение через таможню не подразумевает утилизации автомобиля на территории страны.
Кто должен платить утилизационный сбор
Обязанность уплаты утилизационного сбора лежит:
- на производителях, если ТС было произведено в России,
- на импортерах при ввозе машины на территорию России,
- на покупателях - физических или юридических лицах - за автомобили, по которым ранее не был уплачен утильсбор.
Организации или физические лица обязаны внести УС в случае приобретения транспорта у лица, освобожденного от уплаты или не выполнившего эту обязанность.
Оплата утилизационного сбора производится только один раз для каждого автомобиля, включая и производителей, и импортеров, и первых покупателей.
Если первый владелец уже уплатил УС, последующие владельцы автомобиля больше не обязаны этого делать.
Сбор не обязателен для следующих категорий транспорта:
- Ввезенного как личное имущество беженцами, вынужденными переселенцами или соотечественниками по программе добровольного переселения;
- Принадлежащего консульствам, дипломатическим представительствам, международным организациям и их сотрудникам, а также членам их семей;
- Транспорта категории M и N, выпущенного более 30 лет назад и используемого в личных целях с оригинальным двигателем и кузовом;
- Транспорта, выпущенного менее 3 лет назад и помещенного под процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, включенного в перечень постановления № 1291.
Если транспорт не включен ни в один из указанных списков, то в паспорте ТС должна быть отметка о его освобождении от обязанности уплаты утилизационного сбора. Без этой отметки ТС не может быть зарегистрировано в ГИБДД.
Правила уплаты утилизационного сбора
1. При последующей продаже в течение года после ввоза из-за границы автомобиля будет взиматься увеличенный утилизационный сбор.
2. Его величина будет определяться в соответствии с коэффициентами для юридических лиц:
- 4,06 для автомобилей с низкой мощностью двигателя до 1 литра;
- 15,03 для транспортных средств с двигателями от 1 до 2 литров;
- 42,24 для автомобилей с моторами от 2 до 3 литров.
3. При модификации отечественных автомобилей под специализированный транспорт для аварийных служб не потребуется дополнительных выплат за конечное изделие при наличии уплаченного сбора за базовое транспортное средство.
4. Коэффициент для гибридных автомобилей с силовыми установками последовательного типа соответствует коэффициентам электромобилей.
5. УС вносится в таможенный орган путем предварительных авансовых платежей. Расчет осуществляется в электронной форме без предоставления копий платежных документов.
📌Скачать бесплатно Образец и форму утилизационного сбора
Как рассчитать утилизационный сбор
Расчет утилизационного сбора производится с использованием следующей формулы:
Базовая ставка * коэффициент = сумма утилизационного сбора.
Определение базовой ставки утилизационного сбора и соответствующего коэффициента осуществляется государственными органами.
В 2023 году установлена базовая ставка:
- для легковых автомобилей – 20 000 рублей,
- для грузовиков – 150 000 рублей,
- для спецтехники – 172 500 рублей. Предполагается, что на 2024 год ставки останутся неизменными.
Коэффициенты зависят от характеристик автомобиля, таких как возраст, категория и объем двигателя.
Для автомобилей старше трех лет коэффициент увеличится до 0,26, а сумма утилизационного сбора – до 5200 рублей.
Для машин с двигателями от 3 до 3,5 литра коэффициент составляет 48,5, а для более мощных моторов – 61,76.
Если владелец желает продать ввезенный из-за границы автомобиль в течение года, ему необходимо уплатить сбор с учетом коэффициентов для юридических лиц, которые также были увеличены:
- для двигателей до 1 литра – с 2,41 до 4,06;
- для 1–2-литровых автомобилей – с 8,92 до 15,03;
- для 2–3-литровых автомобилей – с 14,08 до 42,24.
Как платить утилизационный сбор
Сроки предоставления расчета утилизационного сбора и соответствующей документации в таможенные органы:
- при таможенном декларировании – до выпуска товаров;
- при ввозе из государств-членов ЕАЭС – в течение 5 рабочих дней с момента въезда через границу;
- при перепродаже или покупке в течение первого года с момента оформления таможенного приходного ордера – до постановки на государственный учет.
Крупные производители подчинены временным рамкам:
- 45 дней после отчетного квартала,
- 90 дней после завершения третьего квартала.
Сумму утилизационного сбора необходимо перечислить на соответствующие счета:
- в ФНС, если вы являетесь производителем автомобилей на территории РФ и готовитесь к их реализации, до начала продаж;
- в ФТС, если вы являетесь импортером и проходите процедуру растаможивания.
Срок уплаты для физических или юридических лиц не установлен, но ограничивается временем получения ПТС.
📌Скачать бесплатно Образцы платежного поручения
Где обучить специалиста
А чтобы не допустить ошибок при уплате УС, рекомендуем регулярно проходить повышение квалификации. Институт ЕВИДПО предлагает более 30 курсов по бухгалтерскому учету! Вы сможете пройти обучение без отрыва от работы и получить диплом государственного образца в сжатый срок!
Итоги
Утилизационный сбор представляет собой форму налога. В теории эти средства предназначены для финансирования процесса утилизации автомобиля при его выходе из строя, а полученные материалы направляются на переработку.
Согласно закону, сбор взимается с целью обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья человека и окружающей среды. Однако также существует мнение, что на практике утилизационный сбор стал ещё одной формой таможенной пошлины.