Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Противостояние" (СССР, 1985) и "Рафферти" (СССР, 1980): разные фильмы, разные мнения

Противостояние. СССР, 1985. Режиссер Семен Аранович. Сценарист Юлиан Семёнов (по собственной одноименной повести). Актеры: Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория, Виктор Гоголев, Александр Казаков, Елизавета Никищихина, Станислав Садальский, Талгат Нигматулин, Сергей Бехтерев и др. Премьера на ТВ: 10 ноября 1985.

Режиссер Семен Аранович (1934—1996) поставил десять полнометражных игровых фильмов и сериалов, многие из которых («Торпедоносцы», «Рафферти», «Противостояние») пользовались большим успехом у зрителей.

Кинокритик Ирина Павлова отмечает, что в «Противостоянии» «криминальная, современная часть сюжета фильма была снята максимально близко к той действительности, в которой живут персонажи. Но просто поразительна вся ретроспективная часть фильма, посвященная преступлениям главного злодея фильма, Кротова… Натурализм ретроспективных эпизодов подчас просто заставляет зажмуриться: автор безжалостен не только ко своему персонажу, но и к своему зрителю. … монтаж современных и ретроспективных эпизодов – жесткий, угловатый — постоянно царапает нервы, словно звук железа по стеклу. Режиссер не дает зрителю перевести дух, освободиться от напряжения. В «Противостоянии» ошеломляет феноменальная достоверность актерского исполнения. Андрей Болтнев в роли Кротова, Олег Басилашвили в роли его преследователя, исполнители эпизодических ролей поражают совершенно непривычной для кино тех лет абсолютно «нераскрашенной», бесцветной актерской интонацией, неотредактированностью речи. … Столь откровенного и жестокого рассказа о пути карателя на нашем экране прежде не было. Да и отрицательного героя такой холодной, безжалостной мощи на экран дотоле не знал» (Павлова, 2010: 30).

Здесь надо отметить, что стилистика военных эпизодов «Противостояния» была потом использована Семеном Арановичем в его, увы, незавершенном фильме «Agnus Dei». Об этом фильме я подробнее писал здесь (Федоров, 2020).

О «Противостоянии» зрители спорят до сих пор:

«Фильм оставил очень сильное впечатление. Помимо отлично сыгранных главных ролей (Болтнев, Басилашвили) есть целая плеяда великолепно сыгранных эпизодов, в которых безоговорочно веришь актеру» (Забар).

«Замечательная экранизация, удачный подбор актеров. … Данная кинолента поучительная по многим параметрам, от истории до нравственности, изобличая самые грязные пороки человечества: алчность, зависть, предательство. Этот фильм особенно очень полезен для нынешней молодежи, воспитанных в духе "есть "бабки" — есть все, а для достижения этих целей все средства хороши". … Лично я доволен этой кинолентой. Однозначно — пять с плюсом!» (Р. Тарабанов).

«Великолепнейший психологический фильм, который можно пересматривать многократно, наблюдая в каждом эпизоде сцены второго, третьего плана, аттрибутику, жесты, мимику, великолепные паузы героев (которые могут выдерживать только очень одаренные актеры). Отличнейшая работа художника, одни стрижки немцев под бокс, полубокс, плешины Кротова при пленении в подвале чего стоят! Операторская работа отличная, ракурсы, "проезды" камеры очень удачны. Постановка сцен многих эпизодов, смешение хроники с отснятыми "под хронику" кадрами достойны всяческих похвал! … Будь я полномочен к таким действиям, отметил бы наградами режиссера, оператора, художника, композитора, ну и, естественно, О. Басилашвили (обожаю его игру во всех фильмах, — очень естественен в ролях), А. Болтнева. … Великодушно опускаю в фильме мелкие недочеты. Этот фильм знаю детально… Спасибо всем любящим этот фильм; он вечен для тех, кто любит свой народ, Родину» (Георгий).

«В целом, отличная и адекватная экранизация повести Юлиана Семенова… Но есть одно "но" — откровенно слабая роль Басилашвили. … Не знаю, с чего режиссер решил, что Басилашвили способен сыграть матерого сыщика, но происходящее на экране удручает — этот недотепа— чиновник десятку в кармане уберечь не может, где уж ему такого волчару, как Кротов, ловить? Вся линия расследования в результате смазана, все блестящие реплики Костенко Басилашвили позорно гробит. … Видимо, в качестве компенсации на роль Кротова приглашен гениальный Андрей Болтнев. Вот тут браво — пожалуй, он создал образ сильнее выведенного Семеновым. В книге был омерзительный, страшный, подлый, но все— таки человек, здесь же Кротов — просто воплощение зла. До сих пор помню какой— то страх, охватывавший меня при первом просмотре — совершенно иррациональный, как при встрече с чем-то жутким и непонятным... Именно Болтнев сделал эту картину запоминающейся. Разумеется, режиссер ему всячески в этом помог — стыки хроники и игровых кадров просто безукоризненны. Так что если отвлечься от провала Басилашвили, фильм отличный...» (Алексей).

«Фильм неоднозначный и интересный. У меня свое субъективное мнение, и я прошу прощения, если оно кого-то заденет, но я считаю, что Басилашвили роль провалил. Он даже на следователя средней руки не тянет, а не то, что на матерого волка столичного сыска (замечу, что тогда, в 70-х, полковника абы кому не давали, этот человек действительно должен был быть асом). Весь фильм он вялый, тусклый. Кстати, оживает лишь тогда, когда детектива в кадре и вовсе нет — например, в сценах с Королевой, отстаиванием ее интересов, руганием "недостатков" и прочее. То есть когда в кадре был его привычный типаж — интеллигент на фоне социального конфликта. … есть сильнейшие актерские работы (тот же Болтнев, например). Но есть иногда просто нереальный, фантастически неправдоподобный сценарий на грани глупости. Почему Кротов ворует свои фотографии у самых—самых дальних родственников во всех концах Союза, при этом "забыв", что его физиономия висела на доске почета? … Каким образом Кротов находит своего подельника и предателя, когда его КГБ с трудом огромнейшим нашло после стольких лет? … Зачем ему убивать ту мадам из ювелирного, при этом оставляя в живых ее подругу, с которой он к тому же переспал, и которая при нем же отключала сигнализацию? Наконец, зачем полностью расчленять тела, когда это выглядит настолько дико и страшно непривычно для тех времен, что расследование возьмет на контроль самое высочайшее начальство? Не проще ли сымитировать грабеж, несчастный случай? Уж диверсант то это должен понимать. Как можно предположить, что Кротов отлично жил десятилетиями по документам Меленко, который типа пропал без вести, но при этом мать Меленко преспокойно себе проживала в своей деревне. То есть ее, единственного человека который мог его уверенно опознать как самозванца (что и произошло), он почему-то не убил, только забрал фотографии настоящего Меленко. … То есть Кротов заранее знал, что мать Меленко его искать не будет, и потому не убил ее, но при этом продолжал работать по документам Меленко в соседней области? Бред. Наконец, зачем завязывать мешки специфичным и редким "парашютным узлом", который просто как автограф прошедшего выучку немецкого агента? Как может делать это человек, контролирующий себя в мелочах настолько, что он вытер полиролем абсолютно все (!) отпечатки пальцев у себя на квартире? … В общем, сценарий провис неслабо, уж извините. … В 80-е снимать фильмы со сценарными ляпами типа "Подвиг разведчика" уже не стоило» (Сабира).

Киновед Александр Федоров

-2

Рафферти. СССР, 1980. Режиссер Семен Аранович. Сценарист Семён Нагорный (по одноименному роману Лайонела Уайта). Актеры: Олег Борисов, Евгения Симонова, Армен Джигарханян, Александр Кайдановский, Лариса Малеванная, Владимир Зельдин и др. Премьера на ТВ: 19 ноября 1980.

Режиссер Семен Аранович (1934—1996) поставил десять полнометражных игровых фильмов и сериалов, многие из которых («Торпедоносцы», «Рафферти», «Противостояние») пользовались большим успехом у зрителей.

Психологическая драма об американском профсоюзном боссе Рафферти, замешанном в коррупции, хорошо вписываясь в стандарты так называемого «политического кино», весьма модного в 1970-х, привлекла внимание миллионов зрителей, благодаря великолепно сыгранной Олегом Борисовым (1929—1994) главной роли.

Мнения зрителей XXI века о «Рафферти», как правило, позитивны:

«Я убеждена, что успех фильма в потрясающей игре Олега Борисова. Ему мало было равных» (Ирина К.).

«Гениальна игра О. Борисова. Прекрасная музыка» (Алла).

«Шедевр! Образчик для "судебного" американского кино, которое ему даже в подмётки не годится!» (Владимир).

«Думаю, мы все не понимали тогда сути этого произведения. Смотрели как на что-то далекое, к нам не имеющее отношения. Теперь все эти проблемы встали остро и перед нами. Я просто поражаюсь, как авторы сняли этот фильм — точно, сжато и правильно. Кстати, книга не произвела на меня никакого впечатления — она нудновата. Тут же все заострено, отчего смотрится динамичнее. … Разумеется, О. Борисов — идеальное попадание в роль. Ведь показано, что вначале он действительно верит в добро и справедливость, но... заняв "место наверху" люди меняются, и О. Борисов это замечательно сыграл. А финал, когда он падает по ступенькам! Только что был успешный человек (хотя и облитый вонючей жидкостью) — и на тебе!» (Г. Грудникова).

«И Борисов, и Джигарханян свои роли здесь сыграли великолепно. Когда основное действие связано с ходом судебного процесса, перемежающимся воспоминаниями, особая нагрузка — на разговорах между героями, в которых и проявляется суть каждого. Слова, интонации, взгляды, жесты — все здесь на месте. И опустошенность Рафферти, когда он узнает о гибели дочери — и идет дальше. И нацеленность Фаричетти отомстить за предательство человеку, которому он доверял больше, чем себе. Кроме того, запомнились Кайдановский – холодно отстраненный Эймс… Психологическая убедительность прекрасно соединилась с социальной заостренностью книги. … Попадание в десятку!» (С. Кариков).

«Вчера вновь, наверное, в пятый раз посмотрел этот выдающийся фильм, включил на минуту и не смог оторваться до конца. … игра актёров восхитительна, особенно Борисов и Джигарханян. Впрочем, другие тоже на высоте. Пятёрка!» (Сергей).

Киновед Александр Федоров